Теперь "Вавилон" идет к победному финалу ноздря в ноздрю с фаворитом нынешнего фестиваля - "Возвращением". Но в отличие от умиротворяющего фильма Педро Альмодовара он жесток и временами труднопереносим.
Эта картина, трактующая проблему новой некоммуникабельности в глобальном масштабе, состоит из трех пересекающихся сюжетов, действие которых происходит на территории четырех стран и трех континентов. Куски этих историй в фильме даны вразброс, без видимой логики, но в атмосфере высокого эмоционального напряжения и лишь к финалу образуют нечто целое - все ружья (в данном случае винчестеры), купленные для невинной защиты овец от шакалов, в конечном итоге выстрелят трагически и непоправимо, причем эхо разнесется по всей земле. Фильм начинается с инцидента, когда выпущенная для пробы пуля поразит молодую американку, которая, пытаясь оправиться после смерти дочери, путешествует с мужем по экзотическим окрестностям Сан-Диего. С этого и начнется цепь закономерных случайностей, и вкупе они оставят острое ощущение нарастающего абсурда и эфемерности нашей цивилизации: ее тонкий слой каждый миг легко может быть разрушен. То, как разнородные истории, случившиеся в Южной Америке, в Токио или в Марокко, образуют единство по имени Вавилон, отмечено выдающимся мастерством - драматургическим и режиссерским. Картина напоминает и о некогда прославленной, но угасшей было мексиканской операторской школе, и, если бы на фестивале был приз за лучшее изображение, работа Родриго Прието получила бы высшую награду. Рядом со звездами первой величины - Кэйт Бланшетт, Брэд Питт, Гаэль Гарсиа Берналь, Адриана Барраза - в фильме хорошо играют актеры-непрофессионалы.
На пресс-конференции Иньяриту говорил о параноидальной страсти американских властей во всем находить следы террористов (в его фильме подросток, сразивший шальной пулей героиню Кэйт Бланшетт, тоже был объявлен террористом). "Соединенные Штаты, - сказал он, - одержимы идеей власти и творят кучу ошибок, вынуждая другие страны объединиться в "войне с террором". Этот охвативший планету страх, который приводит к непониманию и отчуждению людей и стран, стал исходной точкой и темой его картины. Как и "Фаренгейт 9\11" Майкла Мура, фильм был экстатически принят каннской публикой, которая антиамериканским выпадам всегда почему-то особенно рада. Фильму пророчат одну из высоких наград на фестивале. На его каннской премьере ожидали приезда Кэйт Бланшетт и Брэда Питта, но последний прислал из Намибии мейл с сообщением, что ждет пополнения семейства: его подруга Анджелина Джоли вот-вот должна родить и он не может ее оставить.
Если Алехандро Гонзалес Иньяриту склонен к апокалипсическим настроениям, то француженка Николь Гарсиа называет свое пятое детище "Как сказал Чарли" "оптимистической трагедией". Действие ее конкурсного фильма происходит в течение трех дней на дивном ландшафте ухоженного городка на побережье Атлантики, где мэра более всего волнуют проблемы паркового хозяйства, и особенно симпатичная садовница. Сюжет тоже довольно запутан, к любовным треугольникам приплетена почти детективная, слегка в духе "Двух капитанов", история предательства в некоем арктическом рейде. А задача связать сложные отношения шестерых персонажей в один узел доверена седьмому - 11-летнему мальчугану Чарли, глазами которого все увидено. Большая часть картины снята ручной камерой, чуть снизу вверх, в черновой фонограмме только реальные шумы, музыки почти нет, и умение режиссера из бытовых подробностей соткать штормовые ветры жизни - самая сильная сторона фильма. В нем играют первые звезды французских и бельгийских экранов, среди них Бенуа Мажимель ("Пианистка").
Разочаровал каннскую аудиторию новый фильм Софии Копполы "Мария Антуанетта". Снятая в роскоши Версаля костюмная драма о жизни австрийской принцессы с момента ее торжественного прибытия к французскому двору до штурма дворца разъяренной толпой оказалась тяжеловесной, скучноватой, сопровождалась ироническими смешками, и после ее окончания разрозненные хлопки смешались с дружным "бу-у!", несмотря на постмодернистский рок-н-ролльный саундтрек и довольно милую Кирстен Данст в заглавной роли.
Не утихает эхо скандала вокруг фильма Лу Е "Летний дворец". Китайские власти, напомню, раздражены картиной, которая мало того, что раздела своих героев догола и показала кровавую расправу над студентами на площади Тяньаньмынь, но и проникла на фестиваль в обход китайской цензуры. Волны этого раздражения доносятся до Лазурного берега и приводят китайских кинематографистов в Канне в крайне нервное состояние. На пресс-конференции картины Фен Сяогана "Банкет" журналистов сразу же попросили не отклоняться от этой темы и не задавать вопросов общего характера. Когда же репортер из Бельгии все-таки спросил о цензурном скандале вокруг "Летнего дворца", его резко оборвали, даже не дав закончить фразу.