Рекламист извинился громко и нецензурно

На днях на улицах тихого Смоленска разорвалась бомба. Правда, информационная. Поссорившийся с женой директор смоленского рекламного агентства решил восстановить мир в семье более чем оригинальным способом.

Мужчина разместил в городе рекламный плакат с просьбой о прощении, причем выразил свою просьбу нецензурными словами.

История имела огромный резонанс, в Интернете началась ее бурное обсуждение. Советник главы Смоленска Валентина Старикова сообщила "РГ", что впервые слышит об этой истории и вообще "такое" вряд ли могло появиться в их городе.

В отделе градостроительного дизайна, который входит в управление архитектуры и градостроительства, нам сообщили, что письма от возмущенных смоленцев переданы в специальную комиссию для разбирательства по этому делу.

К слову сказать, именно этот отдел в администрации города проводит аукционы по продаже мест для размещения наружной рекламы. Однако тут же менеджер Елена Болотина сняла с себя всю ответственность: "За содержание рекламы мы не отвечаем". И посоветовала обратиться в контролирующую организацию - территориальное управление ФАС по Смоленску.

Начальник ТУ ФАС Наталья Мишенькина заявила, что плакат провисел только полдня и после вмешательства администрации был заменен на рекламу МТС.

Но так и осталось тайной, к сожалению, название фирмы, которая выиграла аукцион и разместила этот абсурд. В отделе градостроительства и дизайна эту информацию держат в секрете и готовы ее разгласить только после официального разбирательства.

Как решаются подобные проблемы в других городах? Москва, например, со "скользкой" тематикой на щитах сталкивалась уже не раз. Достаточно вспомнить обнаженный женский торс с акцентом на аппетитных ягодицах - так рекламировались "мои любимые пельмешки". Поэтому у председателя комитета рекламы, информации и оформления города Владимира Макарова опыт по части определения, насколько этична та или иная реклама, накопился немалый.

Москва трижды пыталась принять собственный закон, чтобы четко сформулировать, где кончается юмор и начинается пошлость. Не получилось: критерии у всех разные. Поэтому, по словам Макарова, специалисты комитета рекламы отслеживают появление вызывающих общественное возмущение сюжетов на рекламных щитах и сообщают об этом в территориальное управление ФАС. И уже там принимается решение о запрете подобной "продукции" и демонтаже щитов. Причем, заметил Макаров, на то, чтобы подобное решение состоялось, обычно требуется не менее двух недель, что, конечно же, учитывают рекламодатели. Они, конечно, выполняют предписание и удаляют такую рекламу с городских улиц. Но - уже после того, как она "поработала" довольно долгое время.

В современной литературе с матом сплошная проблема. Ряд весьма известных писателей (Владимир Сорокин, Эдуард Лимонов) употребляет ненормативную лексику столь же просто, как и обычные слова, а их издатели вовсе не озадачиваются какими-то звездочками и печатают все как есть. Другие, назовем их культурными, авторы в таком случае прибегают к звездочкам. Эти самые звездочки вы найдете, например, в последнем романе Бориса Акунина "Ф. М.".

Но книга - вещь интимная. Ее можно купить и не купить, а купив и увидев в ней нецензурное слово, выбросить в помойное ведро. (О том, чтобы подать на автора и издателей в суд, речь пока не идет, нет такого закона.) Но что делать, если, как в случае со Смоленском, матерное слово аршинными буквами красуется на рекламном щите? Отвести взгляд? Или все же убрать щит и примерно наказать соответствующее рекламное агентство и те городские службы, что разрешили этот щит поставить на всеобщее, в том числе и детей, обозрение?

официально

Андрей Кашеваров,
ЗАМРУКОВОДИТЕЛЯ ФАС, ГЛАВА ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ РЕКЛАМНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ФАС:

- С подобными ситуациями мы сталкиваемся не впервые. Поэтому постарались пресечь возможность их возникновения впредь, когда работали над новой редакцией Закона "О рекламе". Новые нормы вступят в силу с 1 июля 2006 года.

В частности, вступит в силу положение закона, согласно которому, если рекламная конструкция используется не по назначению (то есть размещенная на щите информация не является рекламой какого-либо товара или услуги), такое ее использование должно пресекаться. Отвечать за это будут те структуры, которые дают разрешение на размещение рекламных конструкций.

Таким образом, можно надеяться, появление подобной "социальной рекламы" (по сути, она, конечно, является асоциальной) уже через месяц станет невозможным.

компетентно

Марина Королева
ВЕДУЩАЯ РУБРИКИ "ГОВОРИМ ПО-РУССКИ" В "РГ" И НА РАДИО "ЭХО МОСКВЫ":

- Мое твердое мнение: мат ни в коем случае нельзя пускать на площадь и вообще допускать к публичному употреблению. Что касается слова на смоленском плакате, это классический образец мата без всяких скидок. В Толковом словаре русского мата издания 1999 года, где приводится около 8 тысяч нецензурных слов, это слово трактуется как "тупой человек, дурак". Другое его значение - "онанист". Возможная этимология слова: оно происходит от башкирского "кастрированный баран".