30.05.2006 01:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Эффект "Кода да Винчи" - это эффект воронки

    Дискуссия как рекламный ход

    Было забавно наблюдать, как по ходу дискуссии на общую тему "Беллетристика и религиозные сюжеты" разговор неизменно скатывался к обсуждению (осуждению) книги и фильма "Код да Винчи".

    Еще более комично выглядело то обстоятельство, что почти все участники диспута - от депутата Госдумы до православного артиста Николая Бурляева - сознавались, что чувствуют себя вовлеченными Первым каналом в рекламную кампанию как книги, так и ее экранизации, разумеется, против собственной воли.

    Возмущались акцией и участвовали в ней совсем не под дулом автомата.

    Горячо отрицал это только Максим Шевченко. Но ему это по штату положено как должностному лицу Первого канала. Хотя, возможно, планируя это ток-шоу, телеведущий имел в виду совсем другую цель: он хотел бы, чтобы светлые головы Кураева, Бурляева, Шахназарова, Хотиненко, Швыдкого и Быкова помогли бы ему расшифровать код успеха самого "Кода".

    "Светлые головы" на это отвечали одно: обвальный успех - следствие масштабной рекламной кампании. И думать тут больше не о чем. Не обошлось, правда, без уточнений: сама кампания - следствие заговора дьявольской Закулисы против нашего Господа Бога.

    Не знаю, как там насчет мировой Закулисы, но кое-какие шаги по раскрутке одиозной картины со стороны Первого канала были все же сделаны. И они очевидны. Ну, скажем, неделей раньше канал на расстоянии трех или четырех дней дважды показал документальную ленту "Разгадка "Кода да Винчи".

    Сеанса разоблачения черной магии из этого мероприятия не получилось. Напротив, всем тоном повествования и той обстоятельностью, с которой рассматривались в документальной картине те или иные сюжетные повороты, связанные с таинственными документами, с шифрованными месседжами в картинах Леонардо, дается понять, что перед нами нечто серьезное, что все представленное в книге и в фильме теоретически возможно. Буйная фантазия беллетриста, таким образом, приобрела статус научной гипотезы.

    ...А может, это и не раскрутка дорогостоящего проекта, а всего лишь паразитирование на чужом успехе? Скорее всего, и то, и другое.

    То же самое происходит и с бездарной экранизацией этого литературного бестселлера. Сколько бы ни издевались над ней кинокритики, сколько бы они ее ни поносили, ни освистывали, ни хулили - ей все в кассу. Пусть критики уверяют, что фильм - халтура, притом абсолютно бездарная, туфта, фуфло и прочее, а народы будут валом валить, чтобы увидеть и то, и другое, и третье. И чем больше они будут уверять, тем больше будут валить.

    Средство от массовой коммуникации

    Эффект "Кода да Винчи" - это эффект воронки, которая поглощает в себя все, что ни приближается к ней.

    Он сродни феномену "товарища Сталина", который тоже - "код". И который, чем больше разгадывают, тем вернее мистифицируют и демонизируют.

    Да у нас, что ни историческая фигура, непременно - какой-нибудь увлекательный шифр. И потому - золотоносная жила для беллетристов с огромными возможностями для спекуляций на ней.

    Вон Жириновский - тоже воронка. Правда, помельче. Но эффект сходный. И его не щадила пресса, а он только креп год от года, наливался чувством своего величия, пока не легализовался в качестве вице-спикера.

    Воронка "Жириновский" сначала затянула в себя энное количество электората; теперь в нее неумолимо ввинчиваются его коллеги по цеху. После того как думцы горячо поддержали законодательную инициативу по запрещению слов "доллар" и "евро", стала ощущаться реальная опасность трансформации нашей Думы в коллективного Жириновского. То есть в большую псевдопатриотическую и страшно нелепую воронку.

    Что тут можно сделать? Запретить самого Жириновского? А может, запретить употребление в средствах массовой информации слова "жириновский"? Да сделать это на законодательном уровне! И кратными МРОТами обложить нарушителей!!!

    Почему бы и нет? Запреты (как некогда расстрелы) у нас самые универсальные средства от всех проблем.

    * * *

    Поскольку во всех этих спорах о "Коде да Винчи" вопрос Максима Шевченко: "В чем секрет его сумасшедшего успеха?" так и остался неотвеченным, я позволю себе пару соображений на эту тему.

    Дело в том, что материя массовой культуры в ХХI веке сгустилась до черной дыры, которая все, что ни приближается к ней, поглощает и аннигилирует - политику, мораль, культуру, историю. Атакована и святая святых - религия.

    Последнее обстоятельство особенно симптоматично. Ведь в религии политические элиты уже давно видят средство управления массами и время от времени утилизируют ее как эффективную политтехнологию. Таковой, например, она описана Достоевским в легенде о Великом Инквизиторе. И вот теперь за ее эксплуатацию взялась масскультура, эта Магдалина новейшего времени. Она стала серьезным конкурентом для святой церкви по части владения умами и сердцами мирян. Более того, она поставила под сомнение монополию церкви на это владение. А отцам церкви нечего возразить, кроме как потребовать у властей санкций против беллетристических версий христианской истории.

    Возразить способен только отдельный человек, выломившийся из толпы.

    Такой, как Пастернак, экранизация романа которого "Доктор Живаго" завершила свой круг на минувшей неделе.

    Поделиться