Это значит, что на нашем фондовом рынке возникнет совершенно новый финансовый инструмент - облигации, не требующие государственной регистрации. Они будут предназначены для привлечения так называемых коротких займов и вызовут несомненный интерес у компаний, которые нуждаются в краткосрочных заимствованиях или быстром наращивании производства. Введение нового финансового инструмента, по прогнозам экспертов, в течение двух-трех лет способно привлечь в реальный сектор экономики от пяти до десяти миллиардов долларов. В связи с этим также ожидается, что банки будут вынуждены снизить свои ставки в среднем на один процент годовых. Предполагается, что процедура выпуска такого рода облигаций будет происходить в два раза быстрее других ценных бумаг.
- Выпустив такие облигации, наши компании смогут решать вопросы своевременной выплаты заработной платы, закупки сырья или обновления оборудования, - утверждает заместитель председателя Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. - Но главным образом эти средства будут привлекаться под "оборотку" для осуществления текущих операций.
Это нововведение коснется и населения, но опосредованно, если их сбережения размещены в ПИФах или инвестиционных компаниях. Управляющие компании получат теперь биржевые облигации в качестве еще одного инструмента для вложений.
Однако позволят выпускать биржевые облигации далеко не всем. Этим смогут заниматься только публичные компании - российские открытые акционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовой бирже и в силу этого отвечающие требованиям по раскрытию информации о своей финансово-хозяйственной деятельности. Среди 180 тысяч российских АО только триста компаний могут сегодня играть на рынке биржевых облигаций. Остальные же по тем или иным причинам не спешат пройти необходимую процедуру и сделать себя прозрачными.
- Вот этот законопроект, я надеюсь, и простимулирует остальных все-таки раскрыть информацию о деятельности своего предприятия. Интерес будет вызван тем, что компании в таком случае становятся публичными и открытыми.
Такой способ заимствования, по мнению экспертов, выгоден в первую очередь тем компаниям, которые уже имеют первоклассный кредитный рейтинг. Если доверие к компании иное и качество экономической истории ниже, то заем на открытом рынке может оказаться для нее дороже, чем в банке.
Не повезет и тем госкомпаниям, которые, даже имея высокий рейтинг, не прошли листинга акций.
Так вот, все эти "пораженные в правах" сейчас лоббируют расширение списка потенциальных игроков. Однако добиться этого пока не удалось. В тексте законопроекта их пожелания не были учтены. Но эксперты уверены, выход есть и для них. Правда, процедура их ожидает длительная и довольно затратная. Для того чтобы госпредприятие могло выйти на этот рынок, ему сначала нужно преобразоваться в акционерное общество, разместить свои акции на бирже и затем только выпускать биржевые облигации. Государственным компаниям станет выгодно продавать часть пакета акций частным физическим лицам. Влияния своего государство не потеряет, зато предприятие начнет развиваться гораздо быстрее за счет обновления основных фондов. В результате заработают все.
Срок обращений облигаций не должен будет превышать 12 месяцев со дня их выхода на торги. Выплаты по ним должны производиться только в денежной форме, согласно номинальной стоимости и фиксированного процента от нее в течение года с момента размещения.
Причем законопроект предполагает, что размещение и обращение биржевых облигаций будет ограничиваться только торгами на фондовой бирже. А уж она в свою очередь обязана действовать в рамках вышеуказанных требований Федеральной службы по финансовым рынкам. И отчет держать перед ней же.