30.05.2006 02:20
Поделиться

Угроза спада производства в России в этом году миновала

Темпы, вперед!

Тем не менее в краткосрочном плане вполне реальная угроза спада производства в 2006 году, по всей видимости, миновала. Более того, темпы роста ускоряются. По оценке Минэкономразвития России, в январе-апреле 2006 года прирост ВВП составил по отношению к соответствующему периоду прошлого года 5,1 процента, что заметно выше прироста за I квартал 2006 год - 4,6 процента. Рост ВВП, с исключением сезонного и календарного факторов в марте и апреле 2006 года, также характеризуется заметным ускорением: соответствующие темпы прироста за эти месяцы составили соответственно 1,5 процента и 1,2 процента при росте в январе-апреле в среднем за месяц на 0,5 процента.

Если бы удалось выдержать эту тенденцию хотя бы несколько месяцев, то промышленность в этом году могла бы похвастаться и двузначной динамикой. Но пока таких рекордов, очевидно, следует подождать.

Как уже говорилось, есть сдвиги к лучшему в пропорциях. Оживление в апреле сопровождалось ростом экспорта и инвестиций, сохранением темпов потребительского спроса. Согласно расчетам минэкономразвития, стабилизация роста потребления нашла отражение в динамике оборота розничной торговли с исключением сезонного фактора: если в январе оборот снизился на 0,9 процента, в феврале вырос всего на 0,2 процента, то в марте и апреле рост соответственно составил 1,3 и 1,4 процента.

В свою очередь, аналогичная смена тенденции прослеживается и в динамике инвестиций в основной капитал. Очищенная от сезонности она была следующей: в январе - снижение на 3,9 процента, в феврале - незначительный рост на 0,4 процента, в марте и апреле положение уже заметно улучшилось - рост соответственно составил 2,2 и 1,2 процента. Ускорение роста инвестиций, отмечается в мониторинге минэкономразвития, отражает их динамика относительно аналогичного периода прошлого года: в январе 2006 года рост инвестиций относительно января 2005 года составил 4,2 процента, в феврале - 2,3 процента, а в марте и апреле рост заметно ускорился и в каждом из месяцев составил 10,8 процента. Опять же, если такой уровень инвестиционной активности сохранится, то и общеэкономические темпы могут подтянуться до уровня прошлогодних 6-7 процентов.

Зона риска - потребительский рынок

В то же время на потребительском рынке пока еще не очень заметны некоторые признаки охлаждения. Прирост оборота розничной торговли в январе-апреле 2006 года по отношению к соответствующему периоду 2005 года составил 10,3 процента. Соответствующий показатель прошлого года достигал 11,3 процента. В январе-апреле 2006 года повышение спроса населения обеспечивалось ростом реальных располагаемых денежных доходов, которые за этот период увеличились по отношению к соответствующему периоду 2005 года на 7,7 процента. Показатель же апрель к апрелю оказался несколько ниже - 6,4 процента. Правда, динамика реальных доходов, очищенная экспертами минэкономразвития от сезонного фактора, в марте и апреле 2006 года опережала соответствующие темпы роста, достигнутые в прошлом году: в 2006 году и в марте, и в апреле темпы роста составили 0,9 процента, в то время как в соответствующих периодах 2005 года соответственно 0,4 и 0,2 процента. Даже если учитывать, что прирост доходов в прошлом январе-апреле в расчете на год был ниже - 5,7 процента, то все равно сейчас мы получаем слишком большой скачок. А более высокие темпы роста розничного товарооборота по сравнению с доходами наводят на мысль о том, что либо часть доходов не учитывается, либо продолжается экспансия потребительского кредита.

И это тревожит. Большинство банковских чиновников и экспертов без обиняков говорят, что кризис потребительского кредитования - лишь вопрос времени и агрессивности политики банков. Страшны даже не невозвраты кредитов, которые уже сейчас достигают 15-20 процентов. В конце концов если из десятки лидеров на этом рынке у 2-3 банков возникнут проблемы, то они будут вполне решаемы. Но есть и чувствительные места. Во-первых, уровень концентрации средств на вкладах. Два процента вкладчиков контролируют половину суммы вкладов, и очень не хотелось бы, чтобы именно эти суммы оказались на счетах банков с потенциальными проблемами. Во-вторых, у гораздо большего числа банков есть проблемы с кредитным портфелем вообще. В-третьих, объем полученных кредитов также сосредоточен в достаточно узком круге платежеспособных заемщиков, которые будут вынуждены резко снижать текущие расходы и структуру потребления. Или, если это заемщики-застройщики, банки получат головную боль неликвидов.

В-четвертых, на кредитной игле оказались и сектора сетевой торговли товарами длительного пользования, у которых уже сейчас есть проблемы с реализацией и которые, учтем, сами работают на краткосрочных заемных средствах.

Монетаризм в действии

При очевидных кредитных излишествах денежные ограничения продолжают оставаться довольно суровыми. Так, в апреле текущего года объем денежного агрегата М2, характеризующего спрос на деньги, возрос за месяц, по оценке минэкономразвития, на 2,8 процента, что нескольким больше, чем в апреле 2005 года, когда увеличение составило 2,5 процента. При этом рост наличных денег в обращении составил около 3 процентов, безналичных денег - 2,7 процента. В целом за январь-апрель увеличение объема денежной массы оценивается в 4,9 процента против 5,1 процента за аналогичный период годом ранее. В реальном выражении сжатие агрегата М2 в январе-апреле 2006 и 2005 годов составило, по оценке минэкономразвития, 0,5 процента и 1,3 процента соответственно.

Объем денежной базы в широком определении, характеризующей денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования, за первые четыре месяца текущего года снизился на 1,7 процента против 6 процентов за соответствующий период 2005 года. Сокращение денежного предложения в январе-апреле проявилось как в снижении остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России на 36,1 процента, так и в уменьшении объема наличных денег в обращении на 1,1 процента. Когда эта политика ударит по спросу - только вопрос времени.