Экономика страны так быстро перешла на рыночные рельсы, что огромный и тяжеловесный бронепоезд отечественного ОПК едва не пошел под откос. Этот переход принес немало потерь промышленности, считавшейся самой передовой и наукоемкой. Впрочем, встряска оказалась ощутимой, и не все предприятия сохранили прежний потенциал.
Кроме всего прочего оборонная промышленность и наука, работавшая на армию, оказались самыми уязвимыми перед такой составляющей рыночных отношений как банкротство. Причин тому было много, но основная заключалась в том, что ОПК даже в новых условиях оказался почти полностью зависим от государственного финансирования. Возникла масса, казалось бы, совершенно абсурдных коллизий.
Предположим, завод ничего, кроме ракет или артиллерийских боеприпасов, делать не мог. И заказ на эти изделия как бы был, и продукция в арсеналы продолжала отгружаться, но денег за товары сугубо военного назначения из бюджета на счета предприятий не поступало. В то же самое время на оборонные заводы и НИИ немедленно накладывались самые суровые финансовые санкции за то, что эти предприятия не проводили в установленные сроки налоговые отчисления, не пополняли Пенсионный фонд, не обеспечивали коммунальные платежи. С одной стороны, государство не выполняло своих финансовых обязательств перед государственным оборонно-промышленным комплексом, а с другой - без промедления наказывало этот комплекс за нарушение финансовых обязательств перед государством.
Практически все предприятия "оборонки" в той или иной мере прошли буквально по грани неизбежного банкротства. Увы, часть из них сорвалась в долговую яму. Вполне естественно, что ситуацией воспользовались граждане, сделавшие своим бизнесом недобросовестное поглощение, или, как сейчас принято называть, рейдерство. Бедой "оборонки" стало то, что очень многие ее предприятия, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, исторически оказались едва ли не в центре городов, да к тому же занимали значительные площади. Шустрые дельцы быстро сообразили, что на вполне законных основаниях можно обанкротить практически любое предприятие ОПК, со временем перепрофилировать и на месте старых площадей развернуть прибыльный коммерческий бизнес.
В то время как откровенные жулики сориентировались очень быстро, само государство долго не могло оценить более чем реальную угрозу своему оборонному потенциалу. Неукоснительное исполнение Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" грозило потерей всего ОПК.
Поэтому-то постановление "О реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса" является поистине долгожданным.
Для реализации постановления будет создана специальная Правительственная комиссия, призванная внимательно отслеживать ситуацию с финансовым обеспечением всех предприятий ОПК и предупреждать саму опасность банкротства на самых дальних подступах к этой неприятной, но тем не менее законной рыночной процедуре. Одной из задач нового органа власти станет контроль за своевременным и ритмичным финансированием оборонно-значимых предприятий по линии госзаказа.