На этот раз надзирающая прокуратура обнаружила, что поднадзорная муниципальная власть Курска передает некой бизнес-структуре 24 объекта городской собственности в качестве платы за ремонт муниципальной больницы скорой медицинской помощи и за поставку оборудования для нее. Без приватизации, без аукциона - просто передает "из рук в руки". Речь идет в основном о "встроенно-пристроенных" помещениях, в которых располагаются магазины, мелкие предприятия сферы услуг, с общей площадью без малого 3,5 тысячи квадратных метров. Все это довольно привлекательные "куски" собственности, поскольку расположены в центральной части города, однако уходят они в частные руки по мизерной цене, даже без сколько-нибудь серьезного определения стоимости. Определялась стоимость как бы "задом наперед" - не от реальной ценности объектов, а от суммы долга за работы по приведению в порядок муниципальной больницы. Вдобавок местная пресса (та, которая действует в этом вопросе в унисон с прокуратурой) довольно убедительно высвечивает еще и скандальное присутствие корыстной заинтересованности некоторых депутатов в том, чтобы был передан именно этот конкретный объект, именно этому конкретному предпринимателю…
Впрочем, корыстные интересы депутатов, за которыми (как минимум) не усмотрела мэрия, - это предмет уголовно-процессуального исследования, а в данном случае "дело" не возбуждалось. Пока прокуратура всего-навсего возразила против нарушения федерального законодательства - нарушения не реально состоявшейся передачей объектов, а только решением об этой передаче. Вот как изложена позиция прокуратуры в ее пресс-релизе: "Выявлено незаконное решение Курского городского собрания от 19.07.2005 г. №126 (в редакции от 28.12.2005 г. №192) по передаче 24 объектов муниципальной собственности в центре города и других престижных местах обществу с ограниченной ответственностью "МСиК" в качестве платежа на возмещение затрат в сумме 82 млн. рублей по ремонту муниципальной больницы скорой медицинской помощи. В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество может быть передано только в порядке, предусмотренном законом о приватизации. В данном случае передача объектов предусматривалась, минуя установленную процедуру…"
Таким образом, перед нами опять (как и в случае с курской практикой выделения земельных участков под застройку) довольно характерная для нынешнего времени, во многом попросту тупиковая ситуация: по закону сделать нельзя, а нарушить закон прокурор не дает… В основе действий курской муниципальной власти (к чему уж там лукавить и все валить на депутатское собрание - инициатива о том, чтобы за ремонт больницы фирме заплатить не деньгами, а собственностью, исходила все же от горадминистрации, от мэра) лежали совершенно благие намерения и реальные сложности. Больнице скорой медпомощи, можно сказать, несчастье помогло. В конце 2004 года ее на какое-то время лишили лицензии, то есть права работать по профилю, поскольку условий для качественной работы здесь не было. Степень изношенности медицинского оборудования, скверное состояние помещений, грубые недоработки в кадровой работе… Спасая "неотложку", муниципальная власть Курска для начала заменила главврача, а вслед за этим организовала капитальный ремонт помещений, занялась обновлением оборудования. Свободных денег в бюджете города на эти цели, разумеется, не было, - вот, в конце концов, и были придуманы схемы, ныне оспариваемые прокуратурой. Конечно же, они противозаконны в современных правовых условиях. И, конечно, аукцион лучше чиновничьей "передачи" даже в экономическом смысле (если это, конечно, аукцион, а не фикция). Но, опять-таки, деньги от аукциона должны поступать в бюджет, а вот дойдут ли бюджетным путем до больницы, неизвестно…
В общем, власть действовала по своему разумению, а прокурор - по своему. Прокурор направил в горсобрание протест с требованием отменить нарушающее законы России решение. Протест этот на днях депутатами рассмотрен и… отклонен. Отклонен, что интересно, в здравом уме и в полном рассудке. В тезис о том, что закон был нарушен, поверили, кажется, все депутаты без исключения, но разошлись в вопросе, как к этому относиться и что, в конце концов, делать. Дмитрий Сухочев (курский поэт и предприниматель одновременно), Лидия Девянина (руководитель городского Дворца пионеров), Светлана Медвецкая (директор школы) предлагали, пожалуй, наиболее здравое: давайте, мол, попросим прокуратуру немного подождать и вместе с нею поищем выход, чтобы, во-первых, избежать конфликта с законом, а во-вторых, чтобы все-таки дело сделать. Похоже, что благожелательно была настроена на такой вариант и представитель облпрокуратуры - начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Валентина Бибикова. Во всяком случае, в своих комментариях для прессы сразу после заседания горсобрания она не раз с сожалением повторила, что вот не захотели депутаты поискать какой-то приемлемый вариант. Те, кто был настроен на поиск, остались в меньшинстве. Возобладала логика, в частности, таких депутатов, как Николай Марков, Максим Васильев: мол, мы же для курян делаем жизненное дело и не должны останавливаться перед "какой-то буквой закона".
В конце концов горсобрание и переступило "какую-то букву закона". И Валентина Бибикова тут же пояснила, на какие дальнейшие действия оно обрекло прокуратуру. Теперь, конечно же, последует обращение в суд, который, мол, либо поддержит требование прокуратуры, либо все оставит как есть… Гипотетически, конечно же, так: суд всегда двухвариантен - он либо удовлетворяет заявленное требование, либо отклоняет его. Но в данном-то случае, честно говоря, относительно судебной перспективы этого спора особо гадать не приходится. Если прокуратура докажет, что решение горсобрания, действительно, посягнуло на федеральное законодательство, то судьям тоже ничего не останется, кроме как поставить нарушителей на место. И если кто-то надеется, что, "пока суд да дело", намеченные сделки вполне можно провернуть, то это тоже "стройка на песке"…
Одно в этой истории отрадно: споры, как рассчитываться "за больницу", идут, а больница, тем не менее, уже преобразилась, приобрела "человеческий" вид. Глядишь, большие курские головы поднатужатся и придумают, как все-таки на законных основаниях довести начатое хорошее дело до конца.