Правда, пока это удается как в басне: министр финансов Алексей Кудрин смотрит в одну сторону, призывая бороться с инфляцией, министр экономического развития и торговли Герман Греф - в другую, пытаясь пройти меж двух огней (президентом, поставившим задачу удвоения ВВП, и реальными низкими темпами экономического роста). И только премьер Михаил Фрадков при этом уже готов смириться и с компромиссным вариантом не слишком высокого роста и замедляющихся темпов укрепления рубля.
Именно в момент горячих споров о судьбе российской экономики президент в бюджетном Послании рассказывает кабинету о том, что, по его мнению, сделано к этому моменту и почему это сделано "не в полной мере". "Проводимая бюджетная политика в целом соответствует стратегическим целям экономического развития страны, повышения качества жизни и обеспечения безопасности ее граждан, - заметил глава государства. - В то же время задача последовательного снижения уровня инфляции в 2005 году и первые месяцы 2006 года была решена не в полной мере".
Впрочем, этот сигнал кабинету Фрадкова удалось уловить еще до того, как его озвучил президент. Буквально накануне на заседании бюджетной комиссии правительство пересмотрело в сторону повышения курс рубля к доллару на 2006-2009 годы. На конец 2006 года уровень в 27,4 рубля за доллар снизили до 26,9, на конец 2007 года - 26,5 рубля за доллар (было 27,6), на конец 2008 года - 26,9 рубля за доллар (27,8), на конец 2009 года - 27,3 рубля за доллар (28,0).
Вчера же Путин фактически одобрил позицию кабинета, правда, при этом не снимая задачу удвоения ВВП. А ведь росту экономики быстро укрепляющийся рубль просто вреден. Но в этом случае, судя по всему, глава государства решил обойтись без советов, должно же правительство и само генерировать экономические идеи. "Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции", - лишь посоветовал президент.
Достаточно и того, что на реализацию объявленных главой государства приоритетных национальных проектов было предусмотрено финансовое обеспечение. Однако, как считает президент, помешали "неточности в процессе бюджетного планирования". К примеру, не были учтены средства на уплату единого социального налога и районные коэффициенты в связи с введением дополнительных выплат отдельным категориям учителей и медицинских работников. "В результате вновь требуется внесение изменений в федеральный бюджет в процессе его исполнения", - с сожалением констатировал глава государства.
Опять же, вроде бы повышена зарплата бюджетникам, денежное довольствие военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пенсии и пособия в связи с материнством и воспитанием детей, но (Путин не стал уточнять кем) затягивается подготовка законопроектов, направленных на расширение самостоятельности организаций социально-культурной сферы, и переход к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных и муниципальных услуг. В бюджетных же учреждениях, по его словам, по-прежнему действуют уравнительные подходы к установлению заработной платы работников. В общем, медленно проводится и реструктуризация бюджетной сети.
Бюджет-2006 стал первым документом, сформированным в рамках трехлетнего перспективного финансового плана, который в свою очередь должен стать основой для выработки бюджетной политики на новую "трехлетку". Однако, как считает президент, и здесь не обошлось без сбоев: финансовый план на 2006-2008 годы был принят после начала планового периода, что недопустимо. К тому же и ведомственные целевые программы пока не стали реальным инструментом действующих расходных обязательств и их привязки к конкретным результатам. Затянулась подготовка изменений в Бюджетный кодекс, направленных на приведение его в соответствие с требованиями и принципами эффективного управления общественными финансами. В общем, президент подвел итоги, которые для правительства, судя по всему, оказались не очень-то и утешительными. Хотя в Белом доме и так знают, где не доработали.
Собственно, и десять шагов к счастью не очень-то отличались новизной. Если опустить известные постулаты об обеспечении сбалансированности бюджетной системы в части выполнения обязательств государства в пенсионной сфере и других видов государственного социального страхования, прироста непроцентных расходов бюджета темпами, адекватными росту экономики, повышении результативности бюджетных расходов и роли среднесрочного планирования, расширении самостоятельности и ответственности распорядителей бюджетных средств, обеспечении прозрачности госзакупок, совершенствовании управления госсобственностью, новых задач остается слишком мало. Среди них лишь новая старая идея о продолжении политики аккумулирования доходов бюджета в Стабилизационном фонде и его разделе на резервную часть, которая будет минимизировать отрицательные последствия падения цен на нефть и выражаться в процентах к ВВП, и фонд будущих поколений (ресурсами, формируемыми сверх этого объема). Правда, тем самым, к радости министра финансов, Путин поставил точку в спорах о том, надо ли тратить деньги из пухнущей копилки и на что.
Еще одно новое старое задание - соблюдение законодательно определенных сроков установления регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий, а именно - до внесения проектов бюджетов в законодательные органы. Эффективное участие России в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран, которое наша страна проводит последние несколько лет. И уж совсем принципиально новое - увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.
В части налоговой президент же, судя по всему, еще более решительно настроен на то, чтобы наконец-то закончить реформу. Поэтому особо новых инициатив здесь тоже нет. Правительство уже работает над принятием решения по введению нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений, расположенных в Восточной Сибири и на континентальном шельфе, и по установлению понижающих коэффициентов к ставке этого налога по выработанным месторождениям. Правда, о снижении налога на добавленную стоимость (НДС) речь в Бюджетном послании не шла, следовательно, и идею эту похоронили. Не позднее июля президент потребовал от кабинета принять поправки в Налоговый кодекс, направленные на совершенствование налогового администрирования.
После громкого таможенного скандала Путин считает, что необходимо разработать критерии оценки эффективности работы сотрудников налоговых и таможенных органов. "Имея в виду не исполнение планов по сбору налогов и таможенных платежей, а качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и таможенных платежей". А уплачиваться все налоги и таможенные платежи должны исключительно в российской валюте. Правительство же должно подумать над тем, как внедрить механизмы материального стимулирования сотрудников в зависимости от соответствия их работы критериям.