Договоренность об этом была достигнута во время визита главы МИД России Сергея Лаврова в Кувейт и ряд других стран Персидского залива. Отметим, что долг России перед Кувейтом - один из крупнейших неурегулированных долгов бывшего СССР. Соглашение о погашении долга подписали от российской стороны министр финансов Алексей Кудрин, от государства Кувейт министр энергетики Ахмед Фахд аль-Ахмед ас-Сабах.
Предусматривается, что часть долга в размере 1 миллиарда долларов будет выплачена деньгами, остальное - товарами на сумму 600 миллионов долларов. Последняя цифра - хороший "бонус" для российской экономики, с этим согласен и глава минфина Алексей Кудрин, заявивший, что "600 миллионов долларов - это серьезный заказ для России". Рамками соглашения определено, что на эту сумму Россия поставит в Кувейт машинно-техническую продукцию, производители которой пока не определены.
При этом Кувейт согласился на списание порядка 400 миллионов долларов процентов по долговым обязательствам. Следует отметить, что 1 миллиард долларов - серьезная сумма для российской экономики, даже с учетом сегодняшнего "дождя экспортной выручки", получаемой от продажи за рубеж нефти. Поэтому график погашения долга можно считать безусловным достижением. Выплачиваться вся сумма будет в течение пяти лет - первый платеж в размере 350 миллионов долларов будет переведен уже в этом году, в дальнейшем Россия планирует выплачивать по 200 миллионов долларов в год. Об этом в беседе с журналистами заявил заместитель министра финансов Сергей Сторчак.
Как образовалась такая огромная сумма? Для того чтобы это понять, необходимо вернуться на 15 лет назад, в 1991 год. Долг появился в результате просрочки погашения кредита в 1 миллиард долларов, который был выдан Внешэкономбанку СССР в 1991 году кувейтской финансовой корпорацией Foreign Trading Contracting & Investment. В то время кредит предоставлялся ВЭБу сроком на семь лет и носил целевой характер. Дело в том, что после конфликта правительства СССР с властями Литвы, которая приняла декларацию о независимости, "большая семерка" и Евросоюз приняли решение приостановить финансовую помощь нашему государству, и как результат стали изучаться возможности взять в долг деньги именно на Ближнем Востоке. Последовавшее затем резкое ухудшение экономической ситуации и дефолт 1998 года отодвинули разрешение долговых вопросов на достаточно долгий срок.
Надо отметить, что такой широкий жест, который Россия сделала Кувейту, - далеко не первый. На прошедшей недавно встрече с представителями германских деловых кругов президент России Владимир Путин напомнил, что в 2005 году Россия погасила существенную часть долга странам - кредиторам Парижского клуба, которая составила 15 миллиардов долларов. Как отметил президент, обслуживать с опережением внешний долг России позволяют средства Стабилизационного фонда. С таким использованием этих денег согласен и минфин. По мнению ведомства, обслуживание внешнего долга - одно из основных и наиболее правильных направлений работы Стабфонда.
В прошлом году также был полностью погашен остаток долга перед Международным валютным фондом в размере 3,3 миллиарда долларов. Такого рода политика продолжается и сейчас. Так, в начале апреля премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение, необходимое для начала проведения официальных переговоров с Парижским клубом кредиторов о досрочном погашении долга. Россия намерена выплатить 12 миллиардов долларов по номиналу. Тогда останется еще чуть меньше этой суммы, по словам министра финансов Алексея Кудрина, на сегодняшний день российский долг Парижскому клубу в части долга бывшего СССР составляет около 21,5 миллиарда долларов.
В принципе Россия вполне могла бы расплатиться и с остальными долгами. По данным министерства финансов, государственный внешний долг России в 2005 году сократился со 114,1 (19,3 процента ВВП) до 81,5 миллиарда долларов (10,6 процента ВВП). Однако такого рода огромные суммы, которые наше государство вполне способно отдать в достаточно короткие сроки, не нужны Западу. Во-первых, потому что вливание таких денег в экономику государства в достаточном размере не будет обеспечено произведенными товарами. Во-вторых, не соглашаться на реструктуризацию выгоднее - долг-то получается с процентами. Поэтому наша страна и платит понемногу, после многочисленных согласований с зарубежными партнерами.
В преддверии июльского саммита "большой восьмерки" (напомним, что в этом году Россия председательствует в этой организации) может быть реструктуризирован и второй транш коммерческого долга. Долги внешнеторговых государственных организаций, признаваемые Внешэкономбанком и министерством финансов, составляют около 1,6-1,7 миллиарда долларов. Другое дело, что пока наша страна отдает и прощает долги, отечественные компании, в том числе и крупные государственные, занимают на Западе гораздо большие суммы. Причем под более выгодный, чем внутри страны, процент. А с учетом того, что государство по закону не несет ответственности по такого рода обязательствам, долговое бремя в случае форс-мажорной ситуации ложится на каждого россиянина. Поэтому в вопросе выплаты долгов и новых займов нужно быть очень осторожным, чтобы сегодняшняя эйфория не обернулась завтра большой проблемой.
Кстати
Помимо всего прочего, Россию вполне можно назвать одним из крупнейших меценатов мира. Наше государство принимает участие в списании задолженности 38 беднейшим странам на сумму 55 миллиардов долларов (наша доля в этом объеме - 11,6 миллиарда долларов).