Из запланированных на 2005 год 19 предприятий жилкоммунхоза Ростовской области удалось акционировать лишь семь, а с начала этого года еще одно - сальский водоканал. С учетом того, что вся программа акционирования включает 86 предприятий ЖХК области, темпы можно признать медленными. Тормозят процесс некредитоспособность большинства предприятий отрасли, пассивность инвесторов в депрессивных районах области и «сырая» законодательная база. В областном министерстве строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства результаты программы считают объективными и соответствующими готовности комплекса ЖКХ к вхождению в рынок.
- Жилкоммунхоз - единственная отрасль, где до сих пор отсутствуют рыночные инструменты, - убежден начальник отдела финансовой стабилизации предприятий ЖКХ и коммунальной энергетики министерства Шамиль Вальшин. - Для отдельных местных органов власти манипуляция тарифами - политическая игра. В Цимлянске, например, без оплаты за услуги водоканал заставили заниматься вывозом канализационных стоков из нескольких домов, в итоге 700 тысяч рублей убытков. В Тарасовском районе водоканал содержал еще и банно-прачечный комбинат, тоже в убыток себе.
По словам заместителя министра строительства, архитектуры и ЖКХ области Анатолия Плескачева, суммарная кредиторская задолженность хозяйств отрасли на начало года составила 4108 миллионов рублей. Из 456 предприятий отрасли 72 - банкроты: 19 - водоканалхозы, 16 - теплоэнергетика, остальное - многопрофильные хозяйства. Большая часть из них не способна обеспечивать бесперебойную работу системы, заменять изношенное за долгие годы оборудование и платить приемлемую зарплату сотрудникам. Износ основных фондов в среднем по отрасли превышает 70 процентов, и средств, необходимых на их восстановление, нет сейчас ни в бюджетах, ни у населения. Остается единственный выход - сторонние вложения.
- Уже есть отечественные и зарубежные компании, готовые вкладывать в это свои деньги, но только при условии акционирования инвестируемых предприятий, - рассказывает Вальшин. - При акционировании все акции принадлежали бы органам местного самоуправления, которые затем смогли бы распорядиться ими - передать в управление или продать. Сейчас необходимо найти механизм законодательного регулирования отношений между собственником и инвестором. Регулирующий это закон о концессионной деятельности подписан летом 2005 года, но на практике пока реально не обкатан.
На сегодня в области акционировать удается лишь те предприятия, которые крепко стоят на ногах. Как пояснил Анатолий Плескачев, с банкротами и находящимися в предбанкротном состоянии - а их в отрасли большинство - такая схема не срабатывает. Во-первых, они не так интересны потенциальным инвесторам: вложения в депрессивном шахтерском городе или поселке с неработающими предприятиями и высоким уровнем безработицы обернутся прибылью очень не скоро. Во-вторых, предприятия-должники для начала нужно привести в нормальное финансово-экономическое состояние - реструктурировать долги, инвентаризировать имущество, подготовить все необходимые документы.
- Восстановление платежеспособности предприятия через банкротство в системе ЖКХ - очень сложная процедура, - рассуждает Вальшин. - Жилкоммунхоз - социально значимая отрасль. По закону нужно приостановить деятельность предприятия, чтобы сформировать конкурсную массу, рассчитаться с долгами, заместить активы путем создания акционерного общества, которое затем передаст пакет акций предприятию-банкроту, чтобы рассчитаться с долгами. Лишь тогда новое предприятие может начинать работу. Но многодневный простой предприятия водо- или теплоснабжения на момент процедуры банкротства - катастрофа для любого населенного пункта. Сейчас мы с главами органов местного самоуправления ждем от Госдумы законодательной проработки соответствующих нормативных актов.
Постепенно акционирующиеся предприятия объединяются в холдинги под руководством трех управляющих компаний. Их задача - модернизация имеющегося оборудования за счет инвестиций и оптимизация производственных процессов. Естественный вопрос, который возникает при акционировании предприятия-должника: на чьи плечи лягут долги банкрота и не придется ли их покрывать за счет получателей услуг?
- Большая часть этих долгов образовалась в результате несвоевременных расчетов государства с предприятиями ЖКХ за предоставление коммунальных услуг льготным категориям граждан. Соответственно, предприятия не могли вовремя выплатить налоги в полном объеме, дальше начислялась пеня, задолженность росла как снежный ком, - поясняет Анатолий Плескачев. - Так что единственный приемлемый вариант решения проблемы - это списание подобных долгов государством.