Почему Черчилль отдал приказ уничтожить уникальную вычислительную машину? В чем главный секрет "Боржоми"? Опасен ли для здоровья компьютерный томограф? Какой вариант выберут американские ученые для защиты Нового Орлеана от новых ураганов? Об этом пишут майские научно-популярные журналы.
"Популярная механика"
Статья "Колосс британский" повествует о необычной судьбе секретного предка современных компьютеров. Он был создан в годы войны для расшифровки секретных кодов высшего немецкого командования. И электронный мозг успешно справился с этой задачей, что, по мнению историков, во многом способствовало успешным боевым действиям союзных войск. Но сразу же после победы англичан обуял страх, как бы русские не узнали о феноменальных способностях "Колосса". Это заставило У. Черчилля отдать приказ разобрать машину на части, а через несколько лет сжечь все документы, чертежи и схемы.
Словом, все концы суперсекретного проекта были так надежно спрятаны в воду, что, даже когда истекли сроки хранения государственных секретов, энтузиасты не смогли по оставшимся документам восстановить машину, которую назвали национальной гордостью Англии. И тогда они пошли в народ: стали расспрашивать всех, кто имел хотя бы какое-то отношение к этому уникуму. И наконец по крупицам удалось восстановить копию машины. И оказалось, что это действительно "Колосс": восемь напичканных электроникой стоек высотой более 2 м, длиной около 5 м.
Статья подробно рассказывает, как роковая ошибка немецкого шифровальщика дала англичанам зацепку. А дальше была проведена огромная исследовательская работа научной группы, которой удалось создать модель немецкого механического дешифратора, а затем его электронную модель. Именно этот переход на ламповый вариант и стал решающим прорывом к немецким кодам, так как позволял читать тексты уже через 2-3 часа после радиоперехвата. Сегодня считается, что "Колосс" - это первый в мире электронный программируемый компьютер.
"Наука и жизнь"
Статью "Когда диагноз опасней болезни" можно назвать сенсацией. Речь о признанном революцией в здравоохранении компьютерном томографе, который во всем мире переживает настоящий бум. Скажем, в США и Европе многие люди в профилактических целях ежегодно проходят такое обследование, надеясь выявить опасные заболевания на самой ранней стадии. Человек получает изображения своего организма в разрезе от макушки до пят.
Но вот американские ученые решили выяснить, так ли велика польза от подобного сканирования, как утверждают врачи. Оказалось, что из всех обследуемых лишь у двух процентов выявляются действительно серьезные заболевания. Ученые показали, что такой поход на томограф удлиняет нашу жизнь в среднем на шесть дней...
В то же время компьютерная томография, как и любое обследование с помощью рентгена, может увеличить риск развития рака. Да, доза небольшая, но она есть. Риск оправдан, если на томограф посылают действительно больного, чтобы поставить точный диагноз. А вот подвергаться лишнему облучению, если человек ни на что не жалуется, а только хочет получить гарантию от будущих болезней, вряд ли стоит. Кстати, получаемая при обследованиях на томографе всего торса доза превышает обычную, например при флюорографии, примерно в сто раз!
В другом материале номера историк А. Алексеев высказывает негативный взгляд на то, как ученые пишут историю народов. Главный недостаток, что историки вместо того, чтобы сообщать нам факты, дают свою интерпретацию этих фактов. И читатели покорно глотают уже пережеванную пищу в уверенности, что познают жизнь ушедших эпох.
Очень любопытно, как Алексеев, используя подобные методы, описывает гипотетическую историю "Московии XVIII-XX веков", изданную, скажем, в 2500 году. Получилось похоже на многие нынешние учебники. В итоге такого подхода для россиян все слилось в однородное месиво. Школьники путают Гитлера с Наполеоном, Петра I с Иваном Грозным, Екатерину II с Елизаветой.
Но главная беда истории - ее фрагментарность. Что же мешает написать единую историю? Свой взгляд и высказывает автор статьи.
"В мире науки"
Приближается лето, и в США с ужасом вспоминают прошлогодний ураган "Катрина". Об опасности, как стало известно, ученые предупреждали давно, но правительство мнение науки проигнорировало. Что же сейчас? Об этом рассказывается в статье "Как защитить Новый Орлеан?"
Выход один - срочно возводить дамбы и другие сооружения. Что касается непосредственно района Нового Орлеана, то сейчас ученые рассматривают три варианта. Проект "Тесное кольцо" охватывает только сам город и предусматривает защиту от ураганов третьей категории. Куда масштабнее "Всеобъемлющий план" - строительство 700 километров системы дамб высотой 11-12 метров, но не защищающих прибрежную зону. И, наконец, есть проект "Внешний щит": по периметру региона он будет охранять всю местность, как это сделано в Нидерландах.
Кстати, практически вся территория этой страны является дельтой, а 26 процентов ее территории лежит ниже уровня моря, самая нижняя отметка находится почти на 7 метров ниже Нового Орлеана. Сегодня страну опоясывают 166 дамб и прочих систем, что намного больше, чем требуется для Луизианы. Затраты на защитные сооружения оцениваются в огромную сумму - от 15 до 35 млрд. долл.
Но прежде чем американские ученые остановятся на каком-то одном из трех проектов, им предстоит понять, почему город не смогли спасти уже построенные дамбы. И хотя ответ почти год ищут четыре группы, окончательный вывод так и не сделан. Его ждут в июле от Национальной академии наук.