ВЦИОМ о нацпроекте "Образование"

Россия без реализации приоритетных национальных проектов, сформулированных президентом в сентябре прошлого года, успешно развиваться дальше не сможет. И одним из них является проект "Образование", осуществление которого позволит сформировать базу для всех остальных национальных проектов, - сформировать новое поколение высококвалифицированных специалистов, воспитанных на более высоких стандартах образования, соответствующих современным требованиям.

Как оценили профессионалы основные идеи нацпроекта? Нашли ли они понимание и поддержку у тех, кто непосредственно, каждый день учит и воспитывает молодых россиян? Опросив более двух тысяч учителей из пяти регионов России, исследователи ВЦИОМ пришли к выводу, что национальный проект "Образование" уже на его первой, информационно-подготовительной стадии столкнулся с настороженностью и опасениями значительного числа учителей и преподавателей вузов. Более половины опрошенных - 57 процентов - считают: предусмотренные проектом меры "не решат острых проблем, существующих в сфере образования". Оптимистическую точку зрения выразили 27 процентов респондентов, а 17 процентов затруднились дать оценку.

Мнения разработчиков нацпроекта и педагогов разошлись сразу по двум позициям: понимание целей проекта и его соотношение с актуальными на сегодня проблемами образования.

Известно, что главная цель проекта состоит в стимулировании развития новых стандартов качественного образования в России, которые бы соответствовали вызовам эпохи. Предусматривается приоритетная господдержка лидеров-инноваторов - тех образовательных учреждений и педагогов, чья деятельность в наибольшей степени направлена на внедрение новейших образовательных программ. Философия проекта состоит в завоевании новых рубежей качественного образования лучшими представителями педагогического сообщества. А затем, как результат, подтягивание к новым инновационным образцам всей системы российского образования.

Между тем именно эта направленность нацпроекта пока не нашла поддержки и понимания в педагогическом сообществе, склонном воспринимать все предлагаемое государством исключительно через призму тех материальных, финансовых и хозяйственных проблем, с которыми сталкивается наша школа. Если авторы проекта исходят из того, что важнейшей проблемой образования является несоответствие его качества современным требованиям, то учителя и преподаватели в своем большинстве считают важнейшей проблему низкой заработной платы учительско-преподавательского состава и плохой материально-технической базы образовательных учреждений в целом, что соответствует действительности.

Отсюда - и разное понимание целей проекта "Образование". 83 процента опрошенных специалистов считают, что она должна состоять в "повышении зарплаты всем категориям учителей и педагогов", 74 процента - в "укреплении материально-технической базы образовательных учреждений". При этом респонденты называли несколько вариантов ответов.

Главные же направления проекта получили несравненно меньшую поддержку: "поощрение инновационных образовательных учреждений" - 10 процентов, "поощрение лучших учителей" - 10 процентов, "создание новых университетов и бизнес-школ в регионах" - всего один процент.

Однако было бы неправильным считать, что подобная реакция - следствие консерватизма педагогического сообщества, которое, что называется, с порога отторгает все новое, современное и прогрессивное. Скорее здесь мы сталкиваемся с настороженным отношением россиян, а отнюдь не только учителей, к любым социальным новациям властей.

Сказывается и крайне низкий уровень информированности о целях и задачах данного нацпроекта как всего нашего населения в целом, так и учителей и работников высшей школы. Отсюда масса слухов, домыслов, фобий. Поэтому крайне важна настойчивая, терпеливая разъяснительная работа властей разного уровня среди "широких педагогических масс". Тем более что учителя на своем веку пережили столько всевозможных реформ и реорганизаций, что априори настороженно относятся к любому внешнему воздействию, воспринимая его скорее как угрозу себе, чем как новую возможность.

Нельзя также не учитывать и того, что для многих представителей педагогического сообщества характерны неумение, а чаще - нежелание действовать в конкурентной среде, неверие в то, что возможно в принципе создать эффективную систему, которая бы справедливо выделяла и поощряла "лучших". Отсюда опасения, что ставка на "поощрение лучших" расколет педагогические коллективы, внесет в их жизнь нежелательное конкурентное начало.

Вряд ли стоит интерпретировать данные проведенного исследования в том духе, что педагогическое сообщество является принципиальным противником национального проекта "Образование". Почти треть опрошенных специалистов выразили оптимистическое мнение, что цели проекта будут способствовать решению проблем образования. Еще 37 процентов педагогов верят, что в результате реализации проекта ситуация в сфере образования улучшится. При этом 42 процента респондентов считают, что не изменится, а шесть - ухудшится.

Процент "оптимистов" - серьезная цифра, если учитывать, что идеи национального проекта только недавно начали проникать в педагогическое сообщество. Его позицию в целом сегодня правильно определить как недоверчиво выжидательную.

Итак, налицо дефицит взаимопонимания на первой стадии знакомства. Каждый шел на встречу со своими ожиданиями. Ожидания совпали не вполне. Такое часто бывает между людьми. Отличие же в том, что если два человека могут разойтись, то педагогическое сообщество и нацпроект "Образование" разойтись не могут. Отсутствие непонимания преодолевается только одним путем - диалогом. Но участниками такого диалога должны быть не только учителя и государство. В конечном счете и те, и другие - лишь исполнители (умелые или нет, честные или не слишком) тех социальных функций, которые им предписывают граждане.

Предъявить спрос на перемены в системе образования должны те, кто непосредственно, напрямую в них заинтересован. А это - родители нынешних и будущих школьников. Останется ли российская школа социальным изгоем, прибежищем устаревших методик и способов преподавания, клиширующих мозги нашим детям и ломающих их здоровье? Или она все-таки двинется навстречу ученику, помогая ему готовиться к реальной, а не придуманной жизни? Только родители знают, кем и каким они хотят видеть своего ребенка. И именно они должны стать теми арбитрами, чье мнение будет решающим в дискуссии о том, что же все-таки стоит менять в российской школе, а что менять ей категорически противопоказано.