Сегодня женщине, попавшей за решетку, разрешается взять с собой в колонию ребенка до трех лет. Он будет находиться в специальном доме, а мама сможет посещать его два-три раза в сутки. Иногда чаще, но это не заменит полноценного общения. Ведь, как считают психологи, до трех лет малышу очень нужно, чтобы мама всегда была рядом. Поэтому в Федеральной службе исполнения наказаний планируют открыть несколько экспериментальных домов ребенка, в которых мам и детей не разлучали бы даже на час. Если опыт сочтут удачным, то придется вносить соответствующие поправки в законы об исполнении наказаний.
Первый экспериментальный дом уже действует в одной из колоний Мордовии. Второй откроется в самое ближайшее время в Подмосковье - в Можайской колонии. У каждой мамы-узницы появится собственная комнатка с простой, но красивой обстановкой. Кстати, по бытовым условиям это будет один из лучших домов ребенка в России, причем не только за решеткой.
- Корпус готов к открытию, даже игрушки уже расставлены, - рассказали корреспонденту "РГ" в управлении ФСИН по Московской области. - Построен новый корпус на средства благотворительной организации. В нем - двадцать две комнаты.
Кстати, игрушки - это очень важно, потому что на самом деле это большая проблема. В тюремной финчасти нет такой статьи расходов - на детские игрушки, поэтому колонии не могут официально закупать кукол и машинки. Только если кто-то подарит или привезет с собой. В новых домах ребенка недостатка в игрушках не будет.
По старинке многие думают, что в нынешних лагерях ад. Не сахар, конечно: мрачные коридоры, казармы, строгий режим дня. Но колония - это не СИЗО. А по некоторым колониям, в том числе и женским, летом пройдешь и не скажешь, что это зона: все цветет, тишина, порядок. По асфальтовым дорожкам гуляют женщины с колясками. И лишь где-то вдали утопают в зелени железные ворота, колючая проволока и часовые с автоматами.
Дом ребенка и вовсе не похож на зону. На первом этаже - запах домашнего борща. На втором - мягкие ковры, пальмы в кадках, аккуратно сложенные игрушки. Красиво, уютно. Но у детей, которые играют в маленьком загончике за деревянной перегородкой, необычайно грустные глаза. Это собирательный образ Дома ребенка за колючей проволокой.
Если бы само место не навевало тоску, можно было бы сказать, что настоящие мамы в колониях неплохо устроились. Им не надо стирать пеленки, кормить детей, терпеть прочие тяготы: на это есть нянечки. Их же задача - приходить несколько раз в день и играть со своими детьми. Хотя, конечно, любая женщина с легкостью променяла бы все прелести казенного ухода на реальную свободу.
Но все же, как рассказывали корреспонденту "РГ" в одной из женских колоний, нередко у сотрудников возникают подозрения, что та или иная заключенная мама забеременела, если так можно выразиться, из корыстных побуждений. Потому что мамы за решеткой пользуются некоторыми льготами, у них и режим помягче, и питание получше. Поэтому многие специально заводят ребенка уже в неволе.
Беда в том, что некоторые мамы порой напрочь забывают детей, когда выходят на волю. Одно дело пару раз в день погулять с коляской и посюсюкать, другое - взять всю ответственность за малыша. Поэтому эксперимент - это не просто дань гуманизму, но и попытка наставить мам на путь истинный. Ведь специалисты будут пристально следить, как именно занимается родительница со своим ребенком.
Если администрация заметит, что женщина плохо заботится о малыше, уделяет ему мало внимания или неправильно его воспитывает, то заключенную вернут в обычный отряд. А ребенок останется на попечении нянек - сотрудниц колонии.