Новшества в сфере жилищной политики переселенцы испытают на себе не позже, чем через месяц. К концу июня вступит в силу новый столичный закон - обновленный вариант документа, в котором прописаны все их права под названием "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений в городе Москве". Его "предшественник" - закон "О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения" - вчера утратил свою силу.
Главные гарантии, за которые бились депутаты предыдущего созыва, сохранятся. Так во всяком случае утверждает руководитель департамента жилищной политики Петр Сапрыкин - автор закона. К примеру, право сохранить при переезде на новое место жительство прежний район проживания.
Более того, во избежание хитроумных ловушек со стороны инвесторов в этом законе дано новое исчерпывающее определение малой родины: "...район проживания - территория, ограниченная одним или несколькими прилегающими к нему районами в пределах административного округа Москвы, привычная для повседневного быта". Сами депутаты окрестили этот документ "жилищной конституцией". Он действительно систематизировал все действующие в Москве жилищные нормы, разумеется, с учетом Жилищного кодекса РФ. Главная особенность этого свода правил состоит в том, что в нем по пунктам расписаны не только права переселенцев, как собственников, так и нанимателей, но и весь сценарий переселения (кто, на каких условиях и в какой последовательности должен действовать), а также возможные варианты компенсаций. По словам Сапрыкина, однозначные формулировки статей этого закона не позволят, как прежде, злоупотреблять жилищными правами москвичей: если, конечно, они удосужатся познакомиться с этой "жилищной конституцией".
К примеру, собственники квартир при переселении на новое место жительства при желании могут получить от города денежную компенсацию за квартиру по рыночной цене. Причем услуги оценщика, по закону, должны оплачивать не хозяева квартир, а те, кто осуществляет переселение: то есть инвестор. Правда, есть одно "но": если переселенцы считают, что их квадратные метры недооценили, то переоценку оплачивают уже из своего кармана.
Трактует закон и другие немаловажные жилищные нюансы. Например, многие москвичи уверены: если инвестор взамен старой квартиры предоставляет собственнику новое жилье большего метража, за неимением равноценного, то переселенец вынужден оплатить лишние квадратные метры по рыночной стоимости. Даже в том случае, если ему не нужно больше. Но закон утверждает иначе. Действительно, если собственник по личному желанию хочет при переезде получить квартиру побольше и подороже, то он доплачивает за лишние "квадраты" по рыночной цене (статья 11). Ну а если в качестве возмещения за утраченное жилье собственнику предоставляют квартиру, чья рыночная стоимость выше прежней, то, если ему не могут предоставить альтернативы, доплата с него не взимается. С одной оговоркой: в новой квартире комнат столько же, сколько было и в старой.
Впрочем, обнаружились и довольно спорные статьи, которые вряд ли обрадуют москвичей. К примеру, прокуратуре города внушает опасения статья 8 об оформлении обязательств сторон при освобождении жилого помещения. Прокуроры полагают, что она не гарантирует права членов семьи собственника жилья в случае, если взамен новой квартиры они взяли денежную компенсацию.
Повод для беспокойства дает и другая статья - в статье 3 появилось новое, отнюдь не "ветхое" основание для переселения: дома могут сносить не только по причине их обветшалости, но и в случае если появится необходимость на их месте нового строительства и развития территорий. Именно этот пункт вызвал острую реакцию у ряда столичных депутатов. Однако Петр Сапрыкин, сославшись на Жилищный кодекс РФ, счел такую трактовку вполне уместной. Так что изъять дом вместе с земельным участком, на котором он стоит, закон позволяет. Правда, лишь в том случае, если собственники многоквартирного дома не позаботились своевременно оформить в собственность землю, на которой он стоит.