Как сообщил корреспонденту "РГ" директор института академик Валерий Чарушин, цикл исследований нового препарата "триазоверин" подходит к завершающему этапу. Если клинические исследования пройдут успешно, то уже осенью нынешнего года может начаться промышленное производство российского лекарства от птичьего гриппа.
Пока в реальности существует только чуть более полкилограмма этого препарата. Большая часть синтезированного порошка находится сейчас в Санкт-Петербургском НИИ гриппа, где проводятся исследования на токсичность и безопасность лекарства. Первыми пропускают через себя химическую новинку, как обычно, мыши, затем эффективность лекарства проверят на птицах. При положительных результатах уже летом пройдет серия клинических испытаний с участием людей.
В конце зимы проводились тесты воздействия препарата на штаммы опасного вируса. Исследования велись в Институте гриппа, параллельно была проведена серия проверочных тестов в одном из НИИ Новосибирска. Для оценки "убойной силы" триазоверина применялась система так называемого "шифрования": в эксперименте участвовало несколько закодированных препаратов. В итоге триазоверин продемонстрировал наибольшую эффективность по уничтожению вируса птичьего гриппа во всех его модификациях.
По утверждению Валерия Чарушина, результаты воздействия на вирус, показанные во время тестирования триазоверином, превосходят по эффективности импортные препараты. Сейчас именно последние рекомендованы Всемирной организацией здравоохранения как лекарственные средства для лечения и защиты при эпидемии птичьего гриппа H5N1, поражающего человеческий организм.
Данные исследований российских ученых по триазоверину были представлены Главному государственному санитарному врачу РФ Геннадию Онищенко, и он объявил о возможном скором создании в России собственного лекарства от птичьего гриппа.
А ведь начинались на Урале работы над созданием этого препарата еще двадцать лет назад. В лабораториях Уральского политехнического института (ныне - УГТУ-УПИ) группа молодых ученых под руководством профессоров Владимира Русинова и Олега Чупахина решила путем химического синтеза создать препарат более действенный, чем антибиотики, и разрушающий вирусы различных заболеваний. Кстати, задача была поставлена обыденная: разработать лекарство от массовых, "социально значимых инфекций". В ранг таких недугов входили болезни, традиционно поражающие треть населения страны каждую осень и зиму: грипп, вызванный вирусами типа А и В, и всепроникающее ОРЗ.
Когда прототип триазоверина был синтезирован, то всплыл "побочный эффект": препарат, внедряясь в цикл синтеза рибонуклеиновой кислоты, помимо обычного гриппа, поражает многие другие опасные вирусы. В частности, переносимые птицами. "Ни к какой сенсации мы не стремились, - признаются сейчас создатели уникального лекарства, - просто реальность доказала жизненную необходимость этого открытия. И банальную истину, что исследовательские работы в фармации должны вестись систематически".
Правда, на доказательства истины ушли десятилетия. Когда в начале девяностых финансирование науки резко сократилось, работы над лекарством от всех видов гриппа - триазоверином заглохли. Совсем не прекратились, но и продолжались очень вяло, фактически за счет скудных средств института. Интерес к исследованиям уральских ученых вернулся вновь, когда мир начало лихорадить от неизвестных вирусных заболеваний. В начале всплыла атипичная пневмония, затем с неба свалился птичий грипп. Сотни жертв среди людей и бессилие врачей заставили вспомнить о старых исследованиях в области фармации.
В России впервые за последние десятилетия были выделены средства под проект создания противовирусных веществ. Ведущим в проекте является институт органического синтеза УроРАН, к нему подключились ученые НИИ гриппа (Санкт- Петербург) и Института молекулярной биологии (Москва). Работы над лекарством ведутся параллельно с разработкой российскими учеными действенной вакцины. Спасти россиян от возможной пандемии птичьего гриппа может только слаженная работа в обоих направлениях.
А в уральских лабораториях, пока ведется проверка безопасности триазоверина для человеческого организма, работают над другой вариацией лекарства. На этот раз синтезируют "животный вариант" триазоверина, чтобы для друзей человека - кур, кошек и собак тоже было свое лекарство.
Особый оптимизм разработчикам препарата внушает тот факт, что в нашей стране уже имеются производственные площади, на которых могут быстро начать производство лекарства от птичьего гриппа.