Поделиться

    В России создают новую пилотажную группу

    Пилотажных групп в России много, но истребительных только две: известные на весь мир "Стрижи" и "Русские витязи". "Стрижи" летают на легких МиГ-29, "витязи" - на тяжелых Су-27. Зачем же еще и третья? К тому же в мире насчитываются десятки подобных групп: от Японии и США до Канады и ЮАР.

    С этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к начальнику липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава генерал-майору Александру Харчевскому.

    - И "Стрижи", и "Витязи" нацелены на то, чтобы показывать пилотажные возможности истребителей, - ответил он. - Задача же нашей группы - демонстрация в первую очередь боевых возможностей новейшей российской техники.

    Генерал не случайно говорит о своей группе в настоящем времени, хотя де-юре ее пока как бы и нет. Но в конце мая липецкие асы на самолетах Су-27, Су-24 и МиГ-29 уже показывали групповой, парный и одиночный пилотаж над Ейском и Тамбовом по случаю местных праздников. Горожане увидели даже больше, чем обычно видят зрители самых престижных европейских салонов. Например, воздушные бои Су-27 и МиГ-29: один против двух и один против трех. Шоу завершило фирменное "тактическое крыло" из 11 истребителей.

    Их уже называют "Соколами России", хотя это название пока неофициальное, ведь регистрация названия группы - дело хлопотное. Но, как сказал генерал Харчевский: "Если командование сочтет необходимым наше участие в авиасалонах - мы готовы".

    Необычность новой группы - в том, что ее пилоты не просто летают на истребителях, абсолютно все их машины могут в любой момент вступить в настоящий бой. Может возникнуть закономерный вопрос: а разве, скажем, истребители F-18, которыми оснащена одна из самых эффектных пилотажных групп мира - американские "Голубые ангелы", не боевые?

    - Лишь отчасти, - пояснили в Липецке. - Единственная задача "Шершней", так на американском флоте называют F-18, - устраивать воздушное шоу. И этому подчинено все. Когда, к примеру, на борту "Шершня" потребовалось разместить оборудование для пиротехнических эффектов, с них демонтировали шестиствольные 20-мм пушки.

    Рассказывают, что на обывателя легко произвести впечатление банальной мертвой петлей, да еще с разноцветными дымами. Но при этом куда более важные вещи - такие, как, скажем, выход истребителя на запредельные углы атаки, совершенно не зрелищны и восхищают лишь специалистов.

    А потом всего народу не продемонстрируешь. Например, практическое боевое применение оружия, которое возможно только в условиях полигона.

    - Все, что мы делаем, делается в интересах исследовательской работы Центра, - говорит генерал Харчевский. - Вот представьте: десять самолетов в плотных облаках идут плотным строем: фронтовые бомбардировщики в сопровождении истребителей. Летчики удерживают самолеты в строю два на три метра. Зачем это нужно? В облаках настолько ограниченная видимость, что другой строй просто невозможен.

    К слову, генерал Харчевский - это тот самый летчик, который пилотировал Су-27УБ с Владимиром Путиным на борту в 2000 году. 55-летний генерал входит в элиту мировой авиации, по версии американцев, он - лучший российский ас. Летал на "Мираже-2000", F-15 и F-16, провел более 40 учебных боев, в том числе в небе США и ЮАР. Победил во всех.

    Создавая национальную пилотажную группу вдали от столицы, мы следуем мировой традиции. Так, американские "Голубые ангелы" базируются в Пенсаколе, городке во Флориде, британские "Красные стрелы" - на Кипре, а японская группа "Голубой импульс" находится от Токио на таком же расстоянии, как и Липецк от Москвы.

    Лишь по одному показателю наши пилотажники отстают от западных коллег. Среди 12 пилотов демонстрационной эскадрильи ВВС США "Буревестники" - две женщины в звании капитан и майор, они пилотируют сверхзвуковые F-16. На женщин-пилотов российская земля тоже не скупа, у нас есть знаменитые на весь мир пилотажницы. Но, увы, сегодня ни одна из них не летает на истребителе. Не планируется появление летчиков в юбке и в Липецке. Пока, во всяком случае.

    Первым делом у нас - традиционно самолеты. Ну а девушки? А девушки, как известно, потом.

    А как у них?

    На чем летают современные асы?

    Многие страны оснастили свои пилотажные группы самолетами, которые у нас с иронией назвали бы "досаафовскими". Что-то вроде Як-52 - машины по-своему замечательной, но зрителей на земле не слишком впечатляющей. Так, пилоты из Бразилии крутят фигуры высшего пилотажа на спортивных "Тукано". По такому же пути пошли и шведы, оснастив свою команду швейцарскими "Пилатус Турбо-Тренер". На "Пилатусах" летают и хорваты: их пилотажная группа носит впечатляющее название "Ураганные крылья". Правда, шведско-хорватский "ураган" больше похож на легкий бриз: скорость этих воздушных акробатов в четыре раза ниже нашего МиГ-29, а пять "пилатусов" весят столько же, сколько... одна полная заправка Су-27. Это не шутка, в баки "сушки" заливают до 10 тонн керосина, а нормальный взлетный вес "пилатуса" с двумя пилотами - около двух тонн.

    Легендарные итальянские "Фречче триколори" летают на "Аэромакки" МВ-339, а именитый "Патруль де Франс" - на "Альфа-Джетах". Это небольшие дозвуковые штурмовики. Примерно такого же класса - самолеты "Хок" - используют группы из Великобритании и Саудовской Аравии.

    На истребителях F-5 "Тайгер" выступают группы "Патруль Суисс" (Швейцария) и "Туркиш Старс" (Турция). Вообще-то "Тайгер" весьма "пожилой" самолет, ровесник нашего МиГ-21. Но швейцарские и турецкие асы летают вполне пристойно.

    И, наконец, на современных сверхзвуковых истребителях летаем мы и американцы. Американцы - на F-16 и F-18. Мы - на МиГ-29, Су-27 и его модификациях. Кстати, в мире только россияне выполняют высший групповой пилотаж на тяжелых истребителях.

    Досье "РГ"

    "Стрижи". Авиационная группа высшего пилотажа входит в состав Центра показа авиационной техники имени Кожедуба. Летают на легких истребителях МиГ-29. День рождения группы с 1991 года отмечается 6 мая.

    "Русские витязи". Также входят в состав Центра показа авиационной техники. День рождения группы - 5 апреля. В декабре 1995 года группа едва не прекратила существование: в районе вьетнамской авиабазы Камрань в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя, погибли четыре летчика. Но "Русские витязи" смогли возродиться.

    Поделиться