Основной вывод, который можно сделать из этого документа: российский рынок прессы по темпам роста является одним из мировых лидеров и становится довольно привлекателен как для отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Этот факт подкреплен вполне конкретными цифрами. Так, в прошлом году было реализовано печатных изданий на сумму
2,18 млрд. долл., освоено около 1,39 млрд. рекламных средств. В совокупности российский рынок периодической печати достиг 3,57 млрд. долл., а объем инвестиций в него превысил 1,3 млрд. долл.
В докладе особо отмечено, что процесс превращения российских СМИ в эффективный бизнес в прошлом году только ускорился, о чем свидетельствует возросший интерес инвесторов. И если совсем недавно этот интерес носил, скорее, политический характер, то сегодня инвесторы вкладывают деньги в печатный рынок исключительно с целью получения прибыли.
Этому способствует и благоприятный макроэкономический прогноз, связанный с высокими мировыми ценами на энергоносители, рост конкуренции в ведущих секторах экономики, что заставляет компании повышать расходы на рекламу. В результате темпы роста российской медиарекламы многократно опережают и мировые показатели, и темпы роста национального ВВП.
Такая динамика роста рынка СМИ заставляет медиакомпании существенно менять стратегии развития. Сегодня наибольший шанс успешно продвигаться на рынке имеют многопрофильные холдинги, включающие в себя все известные типы СМИ. Аналитики уверены, что уже в ближайшие годы в России будет построено несколько миллиардных по капитализации компаний. Подобное строительство потребует масштабных инвестиций, основным способом привлечения которых являются стратегическое инвестирование, долговое финансирование и размещение акций.
Безусловно, основным "игроком" на рынке печатных СМИ являются газеты, общий тираж которых в 2005 году составил 8,312 млрд. экземпляров. Это на 188 млн. экземпляров меньше, чем в 2004 году. Основными причинами падения тиража газет аналитики называют развитие информационных ресурсов в Интернете, снижение качества содержания изданий, отрицательные демографические показатели в стране и проблемы в сфере распространения печати.
Лидер рейтинга самых читаемых газет - региональная пресса общественно-политического характера. По данным ВЦИОМа, доля их читателей - около 35% и остается неизменной с 2002 года, тогда как доля общероссийских общественно-политических еженедельников снизилась за это время с 38 до 30%. Доля читателей ежедневных федеральных газет общественно-политической направленности, напротив, увеличилась с 12 до 18%. Аудитория развлекательной прессы удерживается на уровне 24-25 проц. А каждый пятый россиянин газет не читает вовсе. Основные проблемы, с которыми сталкивается газетная отрасль, - отток молодого поколения читателей (25-35 лет), сокращение доли газет в структуре медиапотребления, резкий рост редакционных расходов на маркетинг и продвижение газет.
Журнальный рынок России в 2005-м продолжил развитие именно как успешный бизнес. Общий тираж достиг 1,865 млрд. экз., продемонстрировав существенный рост. При этом выросли и рекламные доходы. Они составили 580 млн. долл., что на 110 млн. долл. больше уровня 2004 года. По количеству рекламы многие журналы приблизились к лучшим зарубежным аналогам.
Однако несмотря на общий рост рекламных поступлений в СМИ, наиболее значимым источником дохода для большинства периодических изданий - особенно газет - остается реализация тиражей. По данным исследований, 53 проц. россиян трудоспособного возраста покупают газеты и журналы в розничной сети, 29 проц. их выписывают. Бесплатные издания читают 13 проц., "одалживают" прессу у соседей и друзей 11 проц., слушают обзоры прессы по радио - 9 проц. Можно констатировать, что в целом рынок розничного распространения в России сложился, однако и на нем существует немало проблем. Никак не "приживутся" конечные розничные цены на издания, единые по всей стране или хотя бы в масштабах одного региона. Ощущается повсеместная нехватка точек розничных продаж периодики, должным образом не выстроена логика ее распространения, слаба обратная связь распространителей с издателями. Одной из причин этих проблем является отсутствие на рынке розничного распространения печатных СМИ действенных механизмов саморегулирования.
Как неблагоприятную можно оценить и ситуацию с подпиской на периодическую печать. Несмотря на наличие устойчивого спроса на эту услугу в стране, с 2000 года подписные тиражи в России не растут и в последнее время колеблются в пределах 30 - 32 млн. экз., проявляя тенденцию к снижению. Правда, монополизм "Почты России" на эту услугу начинает потихонечку "сдавать", особенно в крупных городах, где все более активно работают альтернативные структуры.
Однако несмотря на ряд негативных тенденций, в целом развитие рынка печатных СМИ набирает обороты. В этой связи совсем не случайным выглядит и решение правления Всемирной газетной ассоциации о проведении 4-7 июня в Москве 59 Всемирного газетного конгресса и 13 Форума главных редакторов. Показательно, что состоятся эти мероприятия практически накануне саммита "большой восьмерки", который пройдет в Санкт-Петербурге.
По словам Михаила Сеславинского, одной из главных тем конгресса и форума станет свобода слова и средств массовой информации: "Мы рассчитываем на серьезную дискуссию по этому вопросу, поскольку проблема свободы слова является актуальной не только для нашей страны и стран СНГ, но и для многих стран Европы и США. В ходе конгресса мы открыто продемонстрируем всему издательскому миру, что происходит в нашей стране, какие у нас есть проблемы, расскажем, как непросто нам дается 20-летний период свободы слова, какие вызовы нам бросил XXI век".