Общественники занялись проблемами местного самоуправления

"История вопроса плотна, запутана и пока не безумно радостна", - были первые слова докладчика - главы комиссии ОП по вопросам регионального развития и МСУ Вячеслава Глазычева. По мнению известного эксперта, последние лет пятнадцать плотно занимавшегося проблемами муниципалов, 131-й федеральный закон, регулирующий принципы МСУ, сталкивается на практике с огромными сложностями, от финансовых (главных) до кадровых (неизбежных). То, что в полной мере закон применяется лишь в 46 регионах, а "процесс рубки хвоста фокстерьеру" растянут еще на 4 года, порядка в умы и бюджеты не добавляет. Но главной проблемой Глазычев считает то, что государство одной рукой предоставило городам и весям право на местное самоуправление, а другой - лишило его лидеров даже минимальной самостоятельности и опутало множеством оговорок во всем, что касается денег, собственности, земли и прочих насущных вопросов любой власти.

"Один из самых грустных результатов, которые мы выявили в ходе поездок по стране, - сказал Глазычев, - абсолютный отказ низового звена от местного самоуправления с обратной передачей функций на привычный районный уровень. Процесс пошел волнообразно - от прилива к отливу. И это, считает известный эксперт, перерастает в "политическое действо", плохо согласующееся с тезисом президента страны о том, что МСУ для России - это основа основ, краеугольный камень и опора общества. Досье, собранное экспертами в ходе многочисленных поездок по стране и общения с муниципалами, по словам Глазычева, "пухнет день ото дня". Идет "гигантская драка" за передел собственности и территорий между муниципальными образованиями (самый свежий пример - скандал в Волгограде по поводу референдума в 10 округах и губернаторского вето по этому поводу, в конце концов отозванного). Закон уравнял несоизмеримое - тридцатитысячные городки и полуторамиллионники. Передел границ на Северном Кавказе едва не привел к этническим конфликтам. В результате нового распределения бюджетных полномочий в том же Урюпинске на освещение города сейчас отводится 180 тысяч рублей вместо прошлогодних шестисот (а значит, в прямом смысле слова, туши свет). Даже имеющиеся деньги минфин перечисляет под конец года, когда их уже толком не освоишь, а все прочее время муниципалы выкручиваются как могут (зато по итогам выявляется "профицит бюджета") и так далее. При этом Глазычев особо пояснил: огульно отрицать закон он не призывает. Но практика его применения требует немедленной корректировки. Общественная палата должна срочно определить направление главного удара и список высокопоставленных лиц, к которым требуются прямые обращения.

Свою лепту в дискуссию внес аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин. По данным СП, уже представленным в Госдуму и правительство, в сбалансированном бюджете РФ не хватает как минимум 310 миллиардов рублей на финансирование МСУ. Дефицит же муниципальных бюджетов при всей скудости планирования на сегодня составляет 9,5 миллиарда, 36 миллиардов - кредитная задолженность муниципалов, еще пять - долги за услуги ЖКХ. Лишь 2 процента муниципальных образований страны самодостаточны с точки зрения бюджетной обеспеченности. Аудитор СП назвал ситуацию "не критичной, потому что архикритичной".

Вняв этим аргументам, Совет ОП принял решение включить вопрос о системе и полномочиях местной власти в повестку дня ближайшего (сентябрьского) пленарного заседания палаты наряду с проблемой здравоохранения. Вчера, кроме того, общественники предприняли второй штурм денежной горы - как и две недели назад, попытались определить, как и между кем разделить бюджетные 250 миллионов на материально-техническую поддержку общественных организаций. Восхождение сорвалось - подвели шерпы: рабочая группа ОП так и не нашла времени собраться и определить список получателей денег. Глава ОП Евгений Велихов при поддержке Владимира Потанина, Анатолия Кучерены и других своих коллег потребовал за ближайшую неделю подготовить соответствующие предложения и хоть на бумаге, но 250 миллионов поделить.