06.06.2006 02:00
    Поделиться

    "Боинг" подал заявку на присутствие в ОЭЗ

    Немного вверх и больше вширь

    Ныне ОЭЗ в России действительно сколачиваются в ударном порядке. До конца нынешнего года, вероятно, появятся как минимум еще две промышленно- производственные зоны, скорее всего в Западной Сибири и на Дальнем Востоке (говорят, за обиженных дальневосточников замолвил словечко сам Владимир Путин). Готовятся проекты ОЭЗ нового типа - портовые. Вчера президент подписал закон, который позволит создавать туристско-рекреационные зоны. Уже в июне они будут "выставлены" на конкурс. О своем желании участвовать в нем заявили четыре десятка российских регионов. По нашим данным, для начала будет отобрано четыре-пять таких зон.

    Зоностроительство, как нетрудно заметить, идет покуда не столько ввысь, сколько вширь -осторожничаем. В экспозициях прошедшего в мае первого Московского международного форума "Особые экономические зоны РФ. Инвестиционный фонд России" в глаза прежде всего бросился большой численный перевес регионов-претендентов над теми, кто уже имеет вожделенный мандат на создание зон. Иначе говоря, много было на форуме званых, да мало избранных. "Особых" по определению не может быть много. Со временем круг их расширится. Конкурсы будут проводиться ежегодно, считает руководитель Федерального агентства по управлению ОЭЗ (РосОЭЗ) Юрий Жданов. Не забыт и печальный опыт 90-х годов, когда в стране создавались зоны, охватывавшие огромные территории и как пылесос конвертирующие и высасывающие финансовые и материальные ресурсы.

    Без лукавства не обошлось и на этот раз, признался в эфире телеканала РБК Юрий Жданов. При создании промышленно-производственных зон некоторые регионы без стеснения выдавали желаемое за действительное. В качестве примера Жданов привел ситуацию, когда земельный участок подавался как муниципальная собственность, и говорилось, что он единый. На самом деле его рассекает федеральная трасса, он имеет десятки строений, не заявленнных в плане обустройства территории, но самое печальное, что резиденты (а без участия частного бизнеса РосОЭЗ проекты не рассматривает), которые были заявлены по некоторым промышленно-производственным зонам, вовсе не собирались вкладывать туда деньги. Вот почему агентство ужесточило подход и из 71 заявки отобрало всего 6.

    Есть, на мой взгляд, и другие причины, по которым сегодня нецелесообразно насаждать ОЭЗ в более широком масштабе.

    Во-первых, это ограниченность бюджетных средств. Во-вторых, существует опасность на начальном этапе скомпрометировать торопливыми действиями перспективный механизм, способный стать основным инструментом формирования в стране новой экономики.

    Местные власти ждать не хотят

    Понятно, что инвесторов в первую очередь интересует вопрос, насколько издержки резидентов технико-внедренческих и промышленно-производственных зон окажутся ниже, чем у аналогичных компаний, действующих в нашей стране вне ОЭЗ. Предварительные расчеты показывают, что в зонах эти издержки будут меньше процентов на 30. Причем наибольшая часть этой "экономии", примерно третья ее часть, будет достигаться за счет государственных инвестиций в инфраструктуру. Налоговые же льготы, которые по привычке считают главным стимулом для резидентов ОЭЗ, составляют 5 процентов.

    Для повышения привлекательности зон региональные власти выступили с инициативой освободить будущих резидентов от местных налогов не на пять лет, как предусматривается федеральным законом, а на десять. В шести регионах, выигравших первый конкурс, уже началось строительство объектов инфраструктуры за счет местных бюджетов. В РосОЭЗ рассчитывают, что до конца 2007 года инфраструктура зон на 40-50 процентов будет построена. В целом затраты из федеральных и региональных бюджетов на обустройство ОЭЗ, включая туристско-рекреационные и портовые, за два года составят примерно 46 миллиардов рублей. Окупиться бюджетные средства должны за 5-7 лет в зависимости от наполняемости зон резидентами. По оценке минэкономразвития, за двадцать лет функционирования двух промышленно-производственных зон - в Елабуге и Липецкой области - страна получит дополнительно 50 миллиардов рублей инвестиций и примерно 20 тысяч новых рабочих мест. За это же время технико-внедренческие зоны принесут консолидированному бюджету более 180 миллиардов рублей, а экономике страны - 52 тысячи дополнительных рабочих мест.

    Кто с кем конкурирует?

    Однако следовало бы уже сейчас осознать, что закладка и успешное развитие особых зон могут принести регионам не только выгоды, но и проблемы, прежде всего в виде структурных диспропорций. "Льготная" территория ОЭЗ, монополизируя частные инвестиции, существенную часть бюджетных средств, наиболее квалифицированные кадры, способна обречь тем самым соседние районы на стагнацию. Нет гарантии, что зона, обладая узаконенными конкурентными преимуществами, не приведет к свертыванию каких-то "внешних" предприятий, не нанесет удара по малому и среднему бизнесу. То, что эти проблемы не надуманны, подтвердил и министр экономического развития и торговли Герман Греф. На московском форуме он прямо заявил, что созданному при министерстве совету по промышленно-производственным зонам поручено следить за тем, чтобы льготники "не искажали конкурентную среду в экономике". Опасности таких искажений вполне реальны, особенно если в зонах будут производиться товары, аналоги которых уже выпускаются в стране. Поэтому приоритетом для ОЭЗ, считают эксперты, должен стать экспорт, но законодательно это никак и нигде не прописано.

    Особые зоны регионального уровня

    По общему мнению, наиболее подготовленной к созданию зоны промышленно-производственного типа оказалась Липецкая область. Здесь уже много лет как сложилась и успешно развивается первая в России модель конкурентоспособного территориального кластера, сети локально расположенных предприятий, выпускающих смежную продукцию и создающих друг для друга конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на международном рынках. Казалось бы, однозначно положительный опыт. Однако, представляя недавно в Минрегионе России стратегию экономического и социального развития Липецкой области до 2020 года, заместитель главы администрации области Татьяна Глуховкина назвала в качестве основных проблем своего региона моноструктурность (70 процентов общего объема промышленного производства дает Новолипецкий металлургический комбинат), "недостаточную пространственную организацию" и, как следствие, низкую конкурентоспособность ряда территорий области. При этом Глуховкина опасается, что создание ОЭЗ может усугубить территориальную асимметрию в социально-экономическом развитии.

    Доклад главного липецкого экономиста интересен, однако, не обозначением "подводных камней", а тем, какие пути предлагаются для их преодоления. Судя по представленной программе, областные власти намерены не ограничиваться "Казинкой" (так именуется местная ОЭЗ), не "складывать в одну корзину" все ресурсы, а создавать параллельно другие "точки роста". У этих "точек", призванных обеспечить в дальнейшем желаемую диверсификацию экономики области, уже появилось свое название - "особые экономические зоны регионального уровня", и это понятие сегодня официально закреплено в областном законодательстве. Программа социально-экономического развития региона предусматривает создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов - по производству бытовой техники, сельскохозяйственному машиностроению, аграрно-перерабатывающей, животноводческой, туристско-рекреационной.

    К особым точкам роста областная программа относит и инновационные модули, малые венчурные предприятия, уже действующие на территории области и планируемые. Федеральное законодательство допускает подобный подход при том, что основные ресурсы для создания таких зон будут находить сами регионы. Однако не исключается участие и федеральных средств.

    Местная инициатива и многовариантность призваны помочь избежать монополизации производства, сохранить конкуренцию, создать островки развития не только в зонах, но и вокруг них, в том числе и в сельских образованиях. Важным инструментом диверсификации могут стать туристско-рекреационные ОЭЗ - недаром они вызвали такой ажиотаж в регионах. И дело не только в том, что практически каждая республика или область имеют на своей территории какие-то привлекательные с точки зрения экологии или культурно-исторического наследия уголки. Главное, что принятые поправки в Налоговый кодекс позволяют предоставлять льготы по налогу на землю и по налогу на имущество - а оба этих налога находятся в компетенции субъектов Федерации, поступают в региональные и муниципальные бюджеты. Значит, благодаря этим льготам регионы меньше зависят от центра, обладают большей самостоятельностью.

    Поделиться