06.06.2006 04:00
    Поделиться

    Судьи запретили фамильярность

    Совет судей принял жесткие правила общения судебных чиновников с посетителями

    Секретарь суда должен представиться

    Доброту и вежливость в казенных стенах будут насаждать с помощью новых правил поведения работников аппаратов судов. Этот документ требует, чтобы отныне каждый секретарь, каждый делопроизводитель в общении с людьми точно следовал инструкции, которая по строгости напоминает воинские уставы, только она - жестче. Гораздо жестче.

    Правила расписывают до мелочей, чуть ли не каждый чих судебного работника на службе. Например, общение по телефону, простая, казалось бы, вещь: тебе позвонили, ты ответил. Или буркнул в ответ нечто невнятное. Или резко отшил собеседника - мол, мы тут не справочное бюро. Ан нет, этому посвящена целая статья. Ее суть в том, что говорить надо коротко и по существу. Но для начала надо представиться.

    "Работник аппарата суда обязан начинать деловой телефонный звонок со слов приветствия и сообщения своего учреждения, занимаемой должности и своей фамилии, имени, отчества", - гласят правила. Дальше надо очень быстро изложить позвонившему, что требуется для решения его вопроса. Нельзя висеть на трубке и долго рыться в документах и компьютерах, консультироваться с коллегами, экать, мэкать... В общем, долго занимать линию запрещено. Поэтому знайте, если часами не можете дозвониться в суд - там постоянно занято, значит, на проводе нарушитель. Можно смело жаловаться.

    Приветливое лицо как обязанность

    Однако быстрый разговор - не значит короткий. Отделываться от граждан избитыми фразами типа "не знаю", "не мешайте работать" категорически запрещено. Об этом повествует другая статья. Ее хочется повторять снова и снова, чтобы дошло до каждого судебного чиновника, даже самой простой секретарши: "Работнику аппарата суда следует сохранять приветливое выражение лица, поддерживать ровный, спокойный тон голоса, избегать чрезмерной жестикуляции. Работник аппарата суда обязан представиться, когда его об этом спрашивают. Работник аппарата суда не должен отвечать на оскорбления, обвинения или критику со стороны граждан встречными обвинениями, оскорблениями, критикой или иными проявлениями агрессии, унижающими честь и достоинство другого человека".

    То есть гражданин ругаться может, если воспитание позволяет, на то он и гражданин. Но чиновник в ответ - ни-ни. Потому что чиновник должен быть образцом. Как ни банально звучит, но он представляет государство, в данном случае - третью власть. А люди ведь идут в суды не от хорошей жизни. Они несут свою боль и проблемы. Часто люди приходят в суд в тяжелом психологическом состоянии. Понятно, что с ними тяжело, но такова судебная работа.

    Увы, до сих пор с вежливостью в судах было не все в порядке. Не везде и не во всех, конечно. Но все же люди часто жалуются именно на сотрудников всяких канцелярий. По логике инструкция должна исправить положение. Потому что раньше грубиян из канцелярии был просто невоспитанным человеком, а теперь он вдобавок еще и нарушитель. Другое дело: будут ли председатели судов строго следить за соблюдением инструкции? Вообще-то должны. Иначе какой же это будет суд, если даже свои собственные правила там не соблюдают.

    Карточка с фамилией - на видном месте

    Сходство с воинским уставом инструкции добавляет и повышенное внимание к внешнему виду. Как и в армии, в суде теперь с этим строго: "Внешний вид работника аппарата суда должен быть опрятным и производить профессиональное впечатление. Работник аппарата суда обязан носить бейдж с указанием фамилии, имени, отчества и называть свое имя, когда его об этом спрашивают".

    Под запретом оказались также цветы, шоколадки и прочие мелкие и крупные презенты. Нельзя с их помощью покупать расположение работника, а работникам нельзя покупаться на них. Работнику аппарата суда запрещается склонять к дарению, читай - требовать вознаграждения от физических и юридических лиц. То есть подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и прочее. Даже на день рождения нельзя, если даритель прямо или косвенно заинтересован получить выгоду от работника суда и хочет оказать на него влияние.

    Родственникам служить запрещается

    Печально для семей сотрудников то, что работникам аппарата суда запрещается рекомендовать на службу любых близких членов семьи. И помогать в карьере всяким племянникам нельзя. Правила не велят. А в быту надо быть вдвойне осмотрительными, не общаться с кем попало и не попадать в сомнительные компании. "Работник аппарата суда должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство". Так сказано.

    В общем, теоретически работники судебных аппаратов должны стать примером человека и гражданина. А общаться в канцеляриях будет не только полезно, но и приятно. Любой документ там должны выдавать с улыбкой и без боя, а при консультациях не хамить. Хочется верить, что так и будет.

    В целом принятие правил, как говорят в Верховном суде, это еще одна попытка сделать суды более доступными и открытыми для народа. Понятно, что они уже сегодня открыты и в общем-то доступны, но грубость и пренебрежительность, с которой, бывает, встречают людей в суде, порой сильно било по имиджу судов, а значит - по открытости и доступности.

    Справки и консультации по первому требованию

    В Верховном суде намерены в корне изменить ситуацию. Естественно, к лучшему. Поэтому разрабатывается целый ряд новшеств, в числе которых и вступившие в силу правила. Кроме того, в Верховном суде уже создана рабочая группа, которая разрабатывает законопроект о праве граждан на информационную открытость судебной деятельности.

    Де-юре гласность и открытость правосудия уже закреплены в положениях процессуальных кодексов. Однако не лишним будет их регламентировать, уверен Лебедев. По его мнению, следует законодательно закрепить обязанность судов публиковать свои решения, а основные принципы организации работы судов должны быть доступны широкому кругу граждан.

    - Мы будем настаивать на том, чтобы в судах были работники аппарата, которые смогли бы дать консультацию пришедшему в суд гражданину: какие документы ему необходимо получить, где и в какую судебную инстанцию обратиться, - сказал Вячеслав Лебедев.

    Некоторые наработки, по словам Вячеслава Лебедева, в Верховном суде уже имеются. В течение нескольких лет там готовили постановление пленума о транспарентности и прозрачности правосудия, которое даже прошло экспертизу в Совете Европы.

    Поделиться