Пилотная муниципальная программа, предложенная экспертами Института экономики города и утвержденная Арзамасской Гордумой и мэром, предусматривает новый управленческий подход к решению проблемы нехватки детсадов без вложения капитальных затрат в их дополнительное строительство и реконструкцию. Теперь предоставлять услуги по присмотру и уходу за детьми и получать соответствующую оплату из городского бюджета разрешено любым поставщикам (организациям, частным предпринимателям), а не только муниципальным детским учреждениям.
Конечно, для того чтобы принять детей и получить бюджетные деньги, новые "сады" (будь то группа, организованная на базе школы или детского центра, или частный мини-садик) должны соблюдать целый ряд требований. Организация условий для нормального питания (за него, кстати, доплатят сами родители) и дневного сна - это необходимый, но недостаточный минимум. "Полный пакет" обязанностей включает десяток базовых услуг для малышей от двух до четырех лет - присмотр и уход, прогулки и даже занятия по речевому развитию. Предъявляются также требования по обеспечению качества работы с детьми: например, одна няня должна заниматься максимум четырьмя детьми, иметь педагогическое образование.
О финансовой схеме, которая опробуется в рамках эксперимента, "РГ" рассказал Кирилл Чагин, руководитель проекта направления "Социальная политика" Института экономики города.
- Сегодня городской бюджет Арзамаса тратит на содержание 33 муниципальных детсадов около 80 миллионов рублей. В 2006 году на реализацию пилотного проекта дополнительно выделено 360 тысяч рублей, что, по нашим расчетам, обеспечит ежемесячное получение услуг клиентской группе до 50 детей начиная с 1 июля. Мы исходили из того, что денежный номинал социального ваучера установлен в размере 1200 рублей в месяц - фактически это эквивалент суммы, получаемой муниципальным детсадом. В перспективе родители, получив от администрации социальный ваучер, сами смогут выбрать наиболее подходящий сад для их ребенка. А расчет детского учреждения с городом будет строиться в зависимости от количества предъявленных ваучеров, то есть фактически от количества обслуживаемых детей. Таким образом, если эксперимент окажется удачным, со временем появится возможность перейти от сметного финансирования детсадов к финансированию по принципу "деньги вслед за ребенком".
По словам Кирилла Чагина, на первом этапе программы проводится работа с потенциальными поставщиками услуги - это могут быть школы, детские центры, частные предприниматели. Отбор поставщиков, желающих получить право на предоставление услуг в рамках пилотной программы, горадминистрация обещает проводить постоянно, по мере поступления заявок.
В дальнейшем, как надеются авторы программы, ее масштабы и финансирование будут расширены. А в долгосрочной перспективе технология социального ваучера, отрабатываемая в Арзамасе, поможет решить проблему очередей в детсады и в других российских городах.