Новый "Омен" - довольно буквоедский ремейк хоррора, снятого режиссером Ричардом Доннером в 1976 году. Там жена благополучного американца при родах теряла ребенка, и любящий муж соглашался на подмену своего мертвого дитяти чужим живым, дабы очнувшаяся супруга пребывала в сладком неведении. Так семья в любви и доверии воспитала сына Сатаны, который ей за это страшно отомстил. Фильм был очень успешен в прокате, и зачем понадобился ремейк, понятно: на ужастики сегодня опять спрос, можно хорошо заработать.
За дело взялся Джон Мур - в прошлом оператор Нила Джордана, автор рекламных роликов для Adidas, а также посредственных фильмов "По ту сторону фронта" и "Полет Феникса". Объясняя мотивы обращения к старому киномифу, он говорит об ускорении Зла, которое мы наблюдаем в последние годы, - об умножении катастроф политических, природных и техногенных. Это все неспроста, заверяет он и воплощает в фильме свои пророчества о новом пришествии Антихриста и близком Армагеддоне.
Он начинает сугубо жанровую картину документальными кадрами самолетов, врезающихся в башни Всемирного торгового центра, падением американского космического корабля и гибельным ураганом "Катрина". Я бы назвал такое прихотливое манипулирование глобальными трагедиями в целях очевидной коммерции спекуляцией и цинизмом, если бы святые отцы точно так же не манипулировали ими подчас в своих коммерческих и политических интересах. Идея возмездия за грехи наши становится все более популярной и, боюсь, может стать даже официальной, что, собственно говоря, и будет Армагеддоном почище мифологического.
Новый фильм снят по тому же сценарию Дэвида Зельтцера, что ставили в 1976-м, и сюжет его, естественно, повторяет прежний. Но вместо Грегори Пека в роли отца мы видим неподвижно одутловатое лицо Лива Шрайбера, который не столько играет, сколько пребывает на экране, а вместо Ли Ремик - маловыразительную Джулию Стайлз; нет также награжденной "Оскаром" музыки Джерри Голдсмита - все это серьезные утраты. Герой стал высокопоставленным дипломатом, послом США в Англии, интерьеры - более пышными, автомобильные покрышки визжат в системе Dolby, фонтаны крови из обезглавленных тел бьют значительно выше, но во всем остальном, включая режиссуру, ремейк сильно уступает старой ленте.
"Омен"-1976 оставался в границах жанрового кино, а в мистическом ужастике не нужно сверять происходящее с логикой - он действует подобно гипнозу. Связывая Европейский Союз с дьявольскими происками, 11 сентября - с грядущим Апокалипсисом, а президента США показывая рука об руку с исчадием Сатаны, "Омен-666" претендует на актуальное послание с политической подкладкой. Авторы фильма утверждают даже, что именно из "моря политики" и явится новый Антихрист. А раз так, вступает в действие реалистическое мышление зрителя, и оно фиксирует одну нестыковку за другой. В фильме есть сцена, когда мать собирается посетить с пятилетним дьяволенком заутреню, но по мере приближения к храму Божиему Дамиен мрачнеет, а потом закатывает истерику, расцарапав маму в кровь. И тогда становится непонятно, как это богобоязненная семья американского карьерного чиновника ухитрилась так ни разу и не сводить отпрыска в церковь, даже, по-видимому, не подвергнув обряду крещения. Дальше - больше: всесильный отрок-Антихрист, легко расправившись со служанкой, мамой, папой и всеми, кто сует нос не в свое дело, почему-то все время упускает прямо в руки идущий шанс повернуть дело в свою пользу. Авторы играют с нами в поддавки, в игру "заметят - не заметят", и подобных необъяснимостей так много, что иногда кажется, что Сатана озабочен не столько воцарением Мирового Зла на земле, сколько тем, чтобы сюжет кинокартины с грехом пополам продолжался.
Единственное, что может в этой ленте впечатлить легковерных, - это идея фатализма. Развлекательное кино часто упражняется на эту тему: вспомним, скажем, серийное производство "Пунктов назначения". Но к ним и отношение соответствующее: разминка для эмоций, не более того. А тут на полном серьезе трактуется идея неспособности человека противостоять злу и вынести из катастрофических уроков новейшей истории иные уроки, кроме молитвы. Правда, храмы в фильме тоже плохо спасают героев от козней Сатаны - их ворота в критический момент оказываются запертыми, а святые отцы выглядят не менее грозными и устрашающими, чем сын Сатаны. Что оставляет надежду на то, что человечество и своими силами, без сверхъестественного вмешательства, научится противостоять и чуме терроризма, и разгулу стихий. Но это уже прерогатива политики и науки и ни к золоченым храмам, ни к аляповатому жанру киноужастиков отношения не имеет.
Для синефила некоторым утешением в фильме могут стать случайные или осознанные заимствования то из "Призрака оперы", то даже из "Тома и Джерри" - когда герой открывает на пути разъяренной псины люк, и та, размазавшись по крышке, с печальным воем проваливается в черную дырку. Смешно.