Арт-группа "Синие носы" сейчас едва ли не самая известная на Западе из тех, что представляют российское актуальное искусство. Однако нынешний их проект ставит под сомнение само существование последнего. Мизин и Шабуров показали на выставке более семидесяти парных работ своих коллег. Причем одна работа из каждой пары является очевидным плагиатом другой, как правило, зарубежной. В роли "застенчивых воришек" выступают такие известные персоны, как О. Кулик, А. Осмоловский, И. Кабаков, В. Янкилевский, А. Тер-Оганьян...
По словам самих художников, задуматься о том, существует ли русское современное искусство, их заставила слава. "Синих носов" стали приглашать с выставками их работ. Побывав в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Лондоне, они, гуляя по музеям и выставкам современного искусства, натыкались на аналоги произведений, созданных их российскими коллегами. Причем созданных позже оригиналов. Сначала это их забавляло, но когда совпадения начали исчисляться десятками, напугало.
Так возникла коллекция "двойников". Набралось изрядное количество работ, их хватило на выставку, которая затем превратилась в сайт www.guelman.ru/plagiarism, а он и должен стать памятником тотальному воровству художниками идей, сюжетов и композиций.
К тому же "Синие носы" выяснили, что на Западе давно знают, что никакого российского contemporary art не существует, а есть мелкое воровство чужих аналогов. Выходцы из Екатеринбурга и Новосибирска Мизин и Шабуров отлично знают, какими методами провинциальные художники вливаются в "мировой контекст" искусства, чтобы быть современными. Да, в провинции штудируют московские художественные журналы, подражая им, точно так же, как в столице подражают западным картинкам. В то время как на самом Западе всем этим занимаются маргиналы, которые никому не нужны.
На самом деле проект "Синих носов" более чем серьезен, хотя и сделан в игровой и предельно ироничной манере: Мизин и Шабуров и собственные "ремейки" приводят в общем ряду, а заодно показывают первоисточник картины Репина "Не ждали" (иллюстрация из раннего немецкого издания о Шерлоке Холмсе).
Речь идет о главном тренде нашего общества - выбиться из грязи в князи, любой ценой стать богатым, известным. И в искусстве можно воровать точно так же, как в политике и бизнесе. В провинции художник считает, что все это как бы предварительная жизнь, где обычные нормы не действуют. Вот вырвется он из болота в столицу и уж там заживет по-настоящему. Но и из столицы тоже надо вырываться - в "мировой контекст". Когда Мизина и Шабурова спросили, а не обидятся ли художники, которых они, что называется, схватили за руку, уличив в плагиате, они ответили, что ведь те и сами отдают себе отчет в том, что воруют.
В свою очередь галерист Марат Гельман видит немалый смысл выставки в том, чтобы указать критикам, коллекционерам и функционерам отечественного contemporary art на необходимость знать о происходящем в окружающем мире. Тогда было бы меньше вопиющих фактов, когда премии "Арт-Москвы", "Черного квадрата", "Инновации" вручались плагиаторам, чьи работы откровенно содраны один в один с западных аналогов. И эти работы тоже есть и на сайте, и на выставке.
"Синие носы" обещают к весне представить продолжение проекта. В одной из их известных работ Ленин ворочался в картонной коробке. Заставить сделать то же самое своих коллег по contemporary art во главе с самыми известными кураторами им раз плюнуть.