Министр транспорта России во вторник подписал приказ об установлении формы отечественного электронного билета и направил его на регистрацию в министерство юстиции.
Эта мера обещает авиакомпаниям большую экономию накладных расходов и существенное ускорение всех операций, связанных с учетом пассажиров. Многие иностранные компании и их клиенты уже оценили e-ticket (так электронные билеты называют по-английски). Сейчас в мире примерно 30 процентов пассажирских перевозок продается в электронном виде, а в США - почти 100 процентов.
Купить электронный билет в нашем Отечестве будет также просто, как и традиционный, - достаточно прийти в трансагентство, кассу авиакомпании или связаться с терминалом продаж через Интернет, сообщить маршрут следования и планируемую дату вылета. Кассир или терминал предложат пассажиру имеющиеся рейсы, определят оптимальный тариф, ознакомят с правилами обмена и возврата билета, введут паспортные данные и забронируют место. Только вместо получения традиционного бумажного билета пассажир будет зарегистрирован в электронной базе данных.
В аэропорту на стойке регистрации он предъявит паспорт, его сверят с базой данных, оформят багаж и выдадут посадочный талон.
Нововведение удобно и для пассажиров, считает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик, ведь, не имея бумажного билета на руках, его невозможно потерять. Особенно это должно понравиться туристам, которые во время тура смогут не беспокоиться о сохранности документа. Приобретая билет через Интернет, не придется тратить время даже на встречу с агентом.
По мнению специалистов, для авиакомпаний продажа одного электронного билета обойдется на 9-10 долларов дешевле, и, как ожидается, общая сумма сэкономленных средств отрасли в год будет составлять порядка 300 миллионов долларов.
Впрочем, бумажные билеты пока тоже останутся в ходу. Тем более что, как объяснили в минтрансе, вступление в силу упомянутого приказа не сделает электронный билет бланком строгой отчетности. Для этого еще потребуется вносить изменения в бюджетное и налоговое законодательство. А вот авиакомпании это обстоятельство не смущает. "Самым важным для нас было добиться от минтранса приказа с установлением формы электронного билета и признания его права на существование", - отметил представитель "Аэрофлота". Скорее всего как услугу они его введут и возьмут на себя возможные риски. А процесс внесения изменений в законодательство пойдет параллельно, добавили специалисты авиаотрасли.
Однако как бы ни был хорош чужой опыт, а сомнения насчет защищенности пассажира при приобретении того, чего нельзя взять в руки, у россиян все равно остаются.
Как доказать в аэропорту, что тебе забронировали место и ты его оплатил, если система электронного учета даст сбой? Ведь, например, уведомления о задолженности по квартплате мы все систематически получаем, несмотря на то, что платим строго по счетам, присланным из ЕИРЦ.
После такого сравнения специалисты ответить четко на вопрос о защите прав пассажира затрудняются.