А затем очень четко объяснил, почему сейчас принимаются те или иные меры, рассказал о том, что будет сделано в первую очередь, а что позже, для того, чтобы ситуацию с оказанием медицинской помощи изменить кардинально.
Вот, скажем, почему нужно было начинать с увеличения зарплат участковым терапевтам. Если нет опытного врача на участке, то и вовсе не может идти речь об улучшении медицинской помощи. Надо добиться, сказал министр, чтобы охрана здоровья начиналась не тогда, когда человек приходит к врачу, а тогда, когда врач сам идет к человеку. Пока же основные деньги идут на стационарную помощь, ничего не изменится. Ведь если нет надлежащего поликлинического наблюдения, то потребность в стационарной помощи постоянно растет, а значит, растут и затраты на ее содержание. Первичное звено - основа профилактической работы, диспансеризации, а если мы не начнем заниматься профилактикой сейчас, то потеряем еще одно поколение.
Ныне первичное звено укомплектовано всего на 60 процентов. В основном пенсионерами, которые в лучшем случае проходили переподготовку лет восемь назад. Многие из них даже не владеют латинскими прописями на лекарства да и знают лишь семь-восемь препаратов из огромного перечня, который сегодня на вооружении медицины.
До сих пор ежегодно из 24 тысяч выпускников медицинских вузов лишь 0,2 процента приходили на работу в первичное звено, не было ни материальных, ни моральных стимулов, а время энтузиастов прошло. А вот в нынешнем году впервые в эти учреждения изъявили желание прийти 2,5 тысячи человек. И есть основания надеяться, что они не уйдут через год-два на другую службу.
Работа министерства теперь поставлена так, что каждодневно известно, где, какое оборудование поставлено в то или иное учреждение, известно, кому, какое лекарство, на какую сумму, где выписано и отпущено.
К первичному звену примыкает и скорая медицинская помощь, о ее оснащении транспортом тоже говорилось на брифинге. Речь также шла о диспансеризации, о родовых сертификатах, о строительстве новых пеританальных центров, центров высоких технологий, о необходимости совершенствования службы крови, о том, наконец, что будет иная модель финансирования здравоохранения. И в итоге уже к концу 2007-го - началу 2008 года у нас будет иная служба здоровья - более доступная. Более качественная.