По мнению Алханова, ключ к разрешению кризиса лежит в сфере экономики. Именно неэффективная модель экономики, сложившаяся в республике, диктует определенную политическую нестабильность. Мысль сама по себе известная, но пути восстановления экономики Алханов предложил необычные. Он жестко раскритиковал Федеральную целевую программу, сравнив ее с наркотической иглой, с которой необходимо слезть как можно скорее. Поэтому один из главных столпов президентской программы в сфере экономики - Чеченская Республика - должнен кормить себя сам.
- Мы не просто финансируем из своего кармана дагестанских, ставропольских, кубанских и иных производителей. Экономическая зависимость республики от своих соседей означает нашу общую слабость. Не сегодня, так завтра это перерастет в угрозу нашим национальным интересам, - сказал президент. - Уровень инвестиционной привлекательности Чечни, согласно экспертным оценкам, сегодня самый низкий на Северном Кавказе. Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Северная Осетия как место для потенциального вложения капиталов привлекательнее примерно в 15-16 раз. Даже нестабильный Дагестан по этому показателю обогнал Чеченскую Республику в 11,5 раза.
Повысить в республике инвестиционную привлекательность можно только за счет развития малого и среднего частного бизнеса и создания для этого максимально выгодных условий, считает президент. Причем экономический подъем и прирост ВВП Чечне обеспечит вовсе не нефтедобыча, а в основном - сельское хозяйство и все, что связано с природными богатствами. Алханов не произнес слово "туризм", хотя скорее всего имел в виду именно его. Правда, сейчас идея превращения Чечни в туристический рай может показаться фантастической, и тем не менее условия для этого есть.
Некоторые темы Алханов выделил особо. "Пытаясь по шаблону обеспечить занятость за счет строительства или восстановления больших госпредприятий, мы не просто не приближаемся к разрешению кризиса, - сказал он, - мы воссоздаем одну из его изначальных причин - борьбу за власть, которая в значительной степени являлась борьбой за контроль над собственностью и бюджетными потоками. Сегодня ни один чеченский предприниматель не скажет, что налоги - самая большая проблема развития бизнеса в Чечне, - продолжал президент. - В первую очередь он назовет политические риски, экономическую нестабильность, коррупцию, активность криминала и, может быть, упомянет еще несколько препятствий, прежде чем вспомнит о налогах. Следовательно, для привлечения внутренних и внешних инвестиций одних льгот недостаточно - необходимо комплексное изменение всей системы, создание условий для успешного развития малого и среднего бизнеса. Однако эта экономическая стратегия совершенно не привлекает государственных чиновников, прямо заинтересованных в обратном - выкачивании возможно большего количества денег из государственного бюджета на восстановление Чеченской Республики".
Анализируя послание президента Чечни, можно сделать вывод, что в республике, определенно, наступил новый этап. Название ему позднее, очевидно, придумают, но суть его - в прекращении этапа вооруженной борьбы в Чечне. Закончил Алу Алханов свое выступление ссылкой на мудрость величайшего святого, почитаемого в Чечне: "Благословленный Кунта-Хаджи сказал: "Мирите поссорившихся. Война - дикость. Бог не придет туда, где льется кровь. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну. Ваша сила - ум, терпение и справедливость".