Она предшествует "большой восьмерке" (G8), когда в июле в Петербурге встретятся главы этих государств. Россия впервые в истории - председатель неформального клуба восьми самых развитых государств мира (именно поэтому все события происходят в России). Ее и приняли-то в G8 лишь в 1998 году.
G8 - явление, почти не имеющее аналогий. Это не экономический блок вроде ВТО. Клуб, у которого нет ни устава, ни формальных условий членства. Все заседания идут в закрытом формате. Решения принимаются исключительно консенсусом, то есть никто не должен быть против.
Некоторые называют G8 "мировым правительством", поскольку на долю стран-участниц приходится 49 процентов мирового экспорта и 51 процент промышленного производства. Клуб существует с 1975 года, когда стран было шесть, вскоре к ним добавилась Канада, и "большая семерка" долго сохраняла неизменность формата - пока к семи не присоединилась восьмая, Россия. Характерно, что 1975 год был отмечен мировым топливным кризисом. Совпадение неслучайное: G8 и призвана решать как раз кризисные проблемы мирового масштаба. Именно в 1975 году лидеры капиталистических, как говорили тогда, государств поняли, что "невидимая рука рынка" - не панацея, и внедрили в практику методы "социалистического регулирования".
За годы жизни собственно G обросла побочными форматами. Самые важные из них - встречи министров финансов и иностранных дел.
О чем будет идти речь в Питере сегодня и завтра, можно судить по материалам предварительной встречи министров финансов, состоявшейся в феврале в Москве. Большая цель, собственно, одна - уберечь мир от угрозы жестокого экономического кризиса, в который он может погрузиться, если не предпринять решительных мер. Конечно, у кризиса много обликов, и, соответственно, министры финансов предложили целый ряд направлений по борьбе с ним.
Больше всего министров финансов беспокоят перспективы экономического роста собственных стран.Высокие мировые цены на энергоносители подвергают его постоянному риску. Россия проблему признает и готова ее решать: скачки цен на топливо надо сделать более плавными. Кроме того, Россия разделяет уже без оговорок озабоченность остальных семи членов клуба состоянием мировой энергетической системы (неразвитая инфраструктура, отсутствие координации, разные подходы к регулированию рынка разными странами).
Вторая тема - состояние мировой торговли, а именно кризис, в который погружается Всемирная торговая организация. Поскольку ВТО обладает собственным мощным секретариатом, прямо указывать ему не с руки, и министры финансов ограничились пожеланием учесть озабоченности развивающихся стран, которые считают себя обделенными в мировой торговой системе. Характерно, что Россия сполна обделена, даже и в том, что ее до сих пор не берут в ВТО. А когда она станет членом организации, то, скорее всего, примкнет к недовольным развивающимся государствам. Парадокс и тут, как видим, налицо.
Развивающимся странам адресован и призыв к Всемирному банку работать с беднейшими государствами. Бедность - разъедает стабильность и в частной жизни, и на планете в целом. Поэтому G8 стремится списать беднякам долги, увеличить им помощь и развивать у них промышленность и инфраструктуру. России же, кстати, удалось добиться принципиального решения о втором досрочном погашении своей задолженности Парижскому клубу.
Конечно, быть членом избранного клуба - почетно, но россияне вправе спросить: а нам-то что с того, что наши чиновники вместе с другими чиновниками заседают в закрытых комнатах? Когда в гостях "РГ" был министр финансов Алексей Кудрин, мы так его об этом и спросили. По словам г-на Кудрина, прежде всего своим председательством в G8 Россия показывает: она - влиятельная страна, и с этим ничего не поделаешь. Можно писать про нее что угодно, сказал министр, можно как угодно критиковать ее экономику, но раз семеро лидеров признали ее достойной своего общества, значит, не считаться с этим нельзя.
В то же время г-н Кудрин признал, что в плане финансов Россия не может считаться столь уж влиятельной страной - достаточно вспомнить наши долги. Однако политический вес, завоеванный членством в G8, помогает развивать и финансовую сферу. Более того, пограничное состояние России между развитыми и развивающимися странами позволяет привлекать к диалогу Китай и Индию, этих китов мировой экономики, которых в G8 пока не берут. Г-н Кудрин подчеркнул, что, помимо упомянутых гостей, Россия пригласила на "финансовую восьмерку" в Петербург еще и Австралию, Нигерию и Южную Корею.