Иван Дыховичный: Фильмы делают все кому не лень

Известный режиссер, актер и телеведущий Иван Дыховичный прилетел на фестиваль, чтобы показать свою новую ленту "Вдох-выдох". Картина шла спецпоказом под рубрикой "Русская эйфория". Почти сразу же после демонстрации фильма Дыховичный засобирался домой. Корреспондент "РГ" не мог не поинтересоваться: почему так скоро?

Российская газета: Иван, нет желания смотреть работы своих коллег?

Иван Дыховичный: Одну ленту все-таки посмотрел - "Мне не больно" Алексея Балабанова.

РГ: Каковы впечатления?

Дыховичный: Сложные. Мне профессионально не близка эта работа. Есть удачные места, но есть и желание понравиться всем: немножко о том, немножко об этом.

РГ: А что такое ваше кино, что вам близко?

Дыховичный: Когда, во-первых, есть какой-то шаг вперед, а во-вторых, нет расчета на конъюнктуру сегодняшнего дня. Я свои картины делаю вроде бы не в лад со временем, так появились "Черный монах", "Копейка", "Прорва" и т.д., но зато потом они начинают существовать своей самостоятельной жизнью и остаются актуальными и через годы. А то, что везут на наши фестивали... Нет уже таких героев, каких можно увидеть в сегодняшних лентах, всех этих примитивных "новых русских", это было лет 10 назад. Начинаешь смотреть, и уже знаешь финал. Все понятно! Серьезные, хорошие режиссеры взялись снимать коммерцию, а когда кино делают ради денег, это, на мой взгляд, не совсем уже кино. И потом, снимать надо то, во что веришь. Если веришь в таких героев, в такие искусственные ситуации, какие нам показывают, то такое и получается кино.

РГ: Очень много сейчас говорят, в том числе и здесь, на "Кинотавре", что отечественное кино на подъеме, снимается много лент, пошло вверх качество...

Дыховичный: Тому, что много снимают, можно еще порадоваться. А что касается качества... Никуда оно не пошло. Фильмы делают все кому не лень. Те, кто деньги умеет добывать. Те, кто умеет убедить нужных людей и получить что-то от государства. Государство же помогает кинематографистам без всякого разбора. И в то же время есть такие продюсеры, которые говорят: "Мне деньги возвращать не надо, мне нужно хорошее кино". Я, например, такого нашел, а если быть совсем точным - он меня нашел.

РГ: Получается, на фестивали везут некачественные фильмы?

Дыховичный: Их большинство на конкурсных показах. Все потому, что нет планки, стремиться не к чему. Лишь бы зрителю было хиханьки-хаханьки - и уже отлично, уже успех. Пафос, фальшь, неправда - это никого не смущает.

РГ: И вот с такими настроениями вы на "Кинотавре"?

Дыховичный: А почему бы нет? Приехал показать, что есть другое кино, которое пока не воспринимается. На "Вдох-выдох" пришло людей раз в десять меньше, чем на конкурсные фильмы. Но это ничего: время нас рассудит. На фестивали ведь обычно зачем ездят? Или картину продать, или мнения собрать. Мне второе как-то интереснее.