Пора бы поставить точку. К такому выводу, кстати, пришел и Тайный совет при Палате лордов - высшей судебной инстанции Великобритании, справедливо посчитавшей, что этот нескончаемый спор хозяйствующих субъектов, превратившийся в новый вид спорта, лучше всего разрешить именно в России, коль скоро речь идет о российской компании. Дело принял к рассмотрению санкт-петербургский арбитраж, который назначил на 19 июня первое слушание по иску компании IPOC, и можно было надеяться, что загулявший пакет акций обретет наконец своего законного владельца.
Вообще-то суть конфликта запутана по форме, но проста по содержанию. Еще в 2001 году некто Леонид Рожецкин, президент и основной владелец компании "LV Finance", заключает инвестиционное опционное соглашение, согласно которому IPOC приобретает эти пресловутые 25,1 процента акций "Мегафона". Рожецкин получает деньги, но вот сам пакет под разными предлогами новым владельцам не передает. Афера завершается тем, что в августе 2003 года все активы "LV Finance", включая спорные акции, переходят в руки "Альфа-Эко" (инвестиционное подразделение "Альфа-групп"). Вряд ли Рожецкин расстался со своими активами безвозмездно. Во всяком случае против мошенника, дважды продавшего один и тот же пакет, возбуждается уголовное дело, но до того, как попасть в руки правоохранительных органов, он успел бежать из России в неизвестном направлении. С тех пор IPOC и пытается вернуть оплаченные им акции. Однако и "Альфа" не собирается с ними расставаться, рьяно защищая свои интересы. Причем в ход идут все средства: дело с достаточно ясной коммерческой и финансовой подоплекой постоянно обставляется политическими декорациями, вплоть до шельмования в зарубежных СМИ высшего российского руководства и членов правительства.
В канун встречи "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге, словно по заказу тех, кому не по душе растущий авторитет России, в истории с акциями "Мегафона" произошел новый поворот. Судьбой спорного пакета озаботился... Высший суд Бермудских островов. Именно туда был направлен очередной иск о приостановлении всех действий в Арбитражном суде Санкт-Петербурга в отношении прав собственности на 25,1 процента акций ОАО "Мегафон". Причем аргументация сродни доносу на российскую правовую систему, обвиненную в некомпетентности: петербургский арбитраж, мол, неподходящее место для разбирательства по этому делу, а слушания в нем "бессмысленные" и "захватнические". А где же подходящее место? На каких еще островах местные суды должны распоряжаться акциями российских компаний? Видимо, на тех, где, как на Бермудах, решения принимаются мгновенно в интересах одной из сторон, на основе политического доноса.
Оставим в конце концов в стороне сам конфликт вокруг акций "Мегафона". И зададимся двумя более общими вопросами. Первый: не пора ли прекратить абсурдную практику, когда суд иностранного государства выносит запреты на действия российского суда, дискредитируя его, а заодно и Россию в целом? И второй вопрос: не входит ли в понятие социальной ответственности крупного бизнеса и его ответственность перед собственным государством или же у "капиталов без границ" действительно нет Отечества, а есть только собственные интересы?