У каждого партийного съезда бывает свое название, и 13-й съезд "яблочников" не исключение, его вполне можно назвать съездом на "О". Потому что две самые главные инициативы соратников Григория Явлинского начинаются с этой буквы. Во-первых, партия поменяла название, теперь она официально называется: Российская объединенная демократическая партия "Яблоко". Прибавившееся слово "объединенная" вполне уместно тактически, ведь в партии официально образовались фракции: "Зеленая Россия", гендерная, "Молодые демократы", правозащитная и "Солдатские матери". Еще более уместным кажется это название в преддверии думской кампании-2007 года, поскольку идея "объединения демократов" ради победного возвращения в парламент так активно обсуждалась в прессе и среди политиков в последние два года, что теперь о ней даже избиратели знают.
А во-вторых, партийцы вывели новую оппозиционную формулу: "Мы находимся в системной оппозиции по всем основным направлениям по отношению к авторитарно-бюрократической политической системе, - заявил Григорий Явлинский, - во многом основой этой системы являются те грубые ошибки и злоупотребления, которые были совершены в 90-е годы". Впрочем, он не захотел высказываться по персоналиям, за него "яблочное" мнение по коалиционной политике изложил зампред Сергей Иваненко: "Мы почему-то последние годы вынуждены оправдываться, отвечая на вопрос, почему нет объединения, - речь никогда не шла о пресловутом объединении с СПС". Он напомнил, что реформы 90-х правые считают успешными (в отличие от "яблочников") и "ни в одном документе руководители СПС не готовы идти на модернизацию своей программы". Поэтому Иваненко считает ошибочными предложения о слиянии всех и вся ради победы на выборах, и тут он честно высказал вслух то, что опытный политик должен думать про себя: "Есть вещи поважнее Госдумы - это политическая позиция и тот сигнал, который мы даем стране". И уж совсем конкретным оказался его коллега депутат Мосгордумы Сергей Митрохин: "Сегодня к руководству СПС пришел человек, который не несет ответственности за 90-е годы, - это Никита Белых, но это обновление непоследовательно - реальной власти у него нет, Белых контролируется той же группировкой Чубайса - Гозмана, пока они у власти, продвижение переговоров невозможно".
Партийцы изо всех сил демонстрировали себе и окружающим симптомы обновления и активности. Так, глава правозащитной фракции Валерий Борщев грустно признал, что "в обществе очень сильно скептическое отношение к партийной деятельности". Напротив, руководительница гендерной фракции Галина Михалева уверяла: "Самое главное, что мы приобрели на московских выборах, - это доверие, нам уже не говорят: "А вы нас не кинете?" Михалева также выразила уверенность, что фракционная система, распространенная на региональные отделения, только упрочит партию, дополнив вертикаль горизонтальной сетью. Ну а глава "Молодых демократов" Илья Яшин с подкупающей искренностью рассказал, кто спасал партию два года после проигрыша парламентских выборов в Думу-2003: "Когда наши старшие товарищи оказались в состоянии нокдауна, мы - молодые демократы - сумели подхватить это знамя, и сегодня, когда партия выходит из кризиса, мы должны выйти из состояния тотальной обороны и перейти в контрнаступление".
Определившись с друзьями, приятелями и врагами, "яблочники" приступили к внутрипартийным проблемам. В качестве непарламентариев "яблочники" первыми миновали проверку в Росрегистрации, и прибывшие на съезд 110 делегатов представляли 55 310 членов из 77 региональных организаций (согласно справке Росрегистрации, сами же партийцы уверены, что их больше 60 тыс. членов). Также делегаты внесли поправки в устав и программу. Конечно, поправки в устав были во многом связаны с изменением законодательства, но отчасти отражали и новую структуру партии: еще одним заместителем Явлинского стал эколог Алексей Яблоков, избранный также в бюро, куда также попали Светлана Кузнецова (глава фракции "Солдатских матерей") и Илья Яшин.