На заседание московские колясочники отправились к выставочному центру "Сокольники" своим ходом. На пути их ждало препятствие: организаторы установили пандус невероятной крутизны. Пришлось в срочном порядке переносить встречу в другой зал, куда инвалиды смогли все-таки попасть.
Инвалидов в Москве более миллиона. Приехать и заявить о себе и своих проблемах смогли лишь самые жизнестойкие. Их пригласили для того, чтобы сформировать новую программу адаптации инвалидов в столице. Но большинство хотели услышать от первых лиц департамента соцзащиты, что уже город делает для этого.
Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки, когда в конце прошлого года столица приняла свой закон "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности". Он учитывает все их основные потребности: от предоставления средств реабилитации до обеспечения занятости инвалидов. Де-юре все права прописаны. Ну а фактически? Сложнее всего, по словам зам. руководителя департамента соцзащиты Ольги Михайловой, обстоят дела с трудоустройством инвалидов в Москве. Теперь никого из работодателей нельзя обязать взять на работу инвалида. Хотя в статье 10 "Об обеспечении занятости инвалидов" органы государственной власти г. Москвы обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов. Но с одной важной оговоркой: "в пределах своей компетенции". А пределы ограничены федеральным законом, по которому предпринимателей нельзя обременять дополнительными расходами и ставить административные барьеры. Инвалидов косвенно отнесли к тем самым "барьерам" на пути развития бизнеса. Вторая по значимости проблема - транспортная. Закон как федеральный, так и московский в едином порыве регламентирует доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Однако закон не гарантируют права на комфортный вход и выход, что весьма важно для людей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Тем не менее, столичные власти на свой страх и риск проявили самостоятельность: серьезно продвинулись в транспортном вопросе. По городу курсируют специальные уникальные автобусы, с учетом всех пожеланий маломобильных москвичей. Пока они ходят по 19 маршрутам с остановками у реабилитационных центров, поликлиник, аптек. Но есть одно "но": во-первых, не все инвалиды знают расписание таких чудесных автобусов, так как на некоторых остановках их, как выяснилось, даже нет табличек с указанием маршрута. А, во-вторых, таких спасительных автобусов крайне мало.
Однако вчера инвалиды услышали и радостную новость: департамент соцзащиты населения работает в тандеме с департаментом транспорта и связи специально для того, чтобы исполнить наказ столичного мэра и адаптировать к перевозке пассажиров все без исключения городские маршруты: Юрий Лужков потребовал, чтобы к 2008 году 70 процентов всего общественного городского транспорта переоснастили на низкопольный - тот самый, в который может свободно, без посторонней помощи въехать любой колясочник.
А вот частным инвесторам, которые строят или реконструируют объекты в Москве, такой наказ при всем желании дать нельзя.
- По действующему законодательству столичные власти не могут навязать инвестору свои условия строительства, они имеют право лишь рекомендовать ему внести в проект те или иные приспособления для инвалидов,- прояснила ситуацию Ольга Михайлова. Примерно такая же картина складывается и в зданиях, которые являются федеральной собственностью.
- А вот адаптировать все городские здания к нуждам людей физически ограниченных - начиная от муниципального жилья и заканчивая поликлиниками, столице никто не помешает, - сообщила Михайлова.- К 1 июля у департамента соцзащиты населения появится уникальная база данных по всем зданиям, принадлежащим городу, мы точно будем знать, какие из них доступны инвалидам, а какие нет.
Возмущались инвалиды и тем, что они не могут получить необходимые им средства реабилитации. Михайлова объяснила это тем, что федеральные власти перечень этих средств удлинили, а денег под него не заложили... Парадокс в том, что Москва и здесь юридически связана по рукам: как субъект Федерации имеет право включить в список средств реабилитации лишь те предметы, которых нет в федеральном перечне. Получается, черный список: если формально те или иные средства прописаны в законе, то дублировать их столица не должна. А то, что они людям все равно не доступны, федеральный центр словно и не волнует.
А в это время...
Обсуждая на заседании правительства Москвы ход выполнения закона о монетизации льгот, Юрий Лужков заявил о намерении городских властей внести в него поправки, касающиеся как раз прежде всего инвалидов. "Мы просто вынуждены поднять вопрос о социальной защите инвалидов, - заявил мэр, - так так 122-й закон отбрасывает их интересы назад". По его мнению, в частности, отсутствие мер, которые предпринимались бы по отношению к предприятиям, не квотирующим рабочие места для инвалидов, лишает этих людей возможности приносить городу пользу. И вообще, считает Лужков, нет никаких оснований успокаиваться после принятия 122-го закона. "Неверно думать, что в обществе после принятия этого закона протекает все нормально. В частности, не решены вопросы по детям-инвалидам, детям-сиротам. Необходимо также решать и вопросы санаторно-курортного лечения и медицинского обслуживания льготников", - отметил Лужков.
Для того чтобы федеральные власти более четко представляли себе ситуацию по этим вопросам в стране, столичный мэр предложил всем регионам раз в полгода представлять доклады по этой теме в правительство России. Причем тут же выразил готовность, если это правило начнется с Москвы. Саму же идею разделения людей на региональных и федеральных льготников Лужков назвал абсурдом. "Это пощечина тем, кто имеет право на льготы. Еще в ходе обсуждения проекта 122-го закона правительство Москвы выходило с возражениями против такой схемы деления, но, к сожалению, не было услышано", - добавил мэр.