Не исключено, что в ближайшее время будет проведен эксперимент. Сначала - под особым наблюдением, а дальше - как пойдет. Без преувеличения это предложение можно назвать революционным: впервые в истории России исполнять судебное решение будет не государственный чиновник, а независимый специалист.
Сейчас подобные функции считаются исключительно прерогативой государства. Парадокс в том, что хотя нередко критикуют исполнительную власть за низкую, как полагают многие, исполнительность судебных решений, но у проекта создания частных судебных приставов есть немало оппонентов. Зато среди сторонников идеи - министр юстиции Юрий Чайка.
Эта новация вчера обсуждалась на коллегии Министерства юстиции РФ.
- Ряд проблем Федеральной службы судебных приставов носит объективный характер, - сказал Юрий Чайка. - Например, несовершенство законодательства. Но главное, это как служба сама организовала свою работу? Остро стоит вопрос с коррупцией. Допускаются ошибки, в том числе и из-за низкой правовой квалификации. Поэтому я бы хотел услышать конкретные предложения по внедрению новых технологий, борьбе с коррупцией, о законодательных инициативах.
В свою очередь глава Федеральной службы судебных приставов сообщил, что в этом году уровень исполнения судебных решений вырос до шестидесяти процентов. Кроме того, за последние пять месяцев приставам удалось разыскать имущества на сумму свыше пяти миллиардов рублей, и это в пять раз больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Николай Винниченко подтвердил, что его ведомство участвует в разработке эксперимента по созданию частных судебных приставов. Надо сразу оговориться, что даже если все пройдет удачно, федеральная служба судебных приставов останется на месте и никуда не исчезнет. Только, возможно, ее переименуют в службу государственных приставов, как полагают в минюсте, это более точное название. Ведь уже сегодня федеральная служба занимается исполнением не только судебных решений, но и постановлений государственных органов, например, таможни или налоговой инспекции.
В идеале, как предполагает министр юстиции, у гражданина будет выбор, куда обратиться: в государственную службу или частную. Конечно, словосочетание "частный судебный пристав" звучит непривычно для российского уха.
Против создания частных приставов высказывались например и некоторые судьи. Однако во многих странах частники-исполнители зарекомендовали себя с лучшей стороны.
А как будет у нас? По проекту частные приставы должны работать под контролем государства и строго по закону. Требования будут жесткие: специальная подготовка (отнюдь не физическая, а юридическая), кандидатам придется сдавать экзамены и получать лицензии. Но, оговоримся, пока все это лишь проекты.
А Федеральная служба судебных приставов, как сообщил вчера Николай Винниченко, создает единую информационную систему, которая соединит все подразделения. В ней будут единые базы данных. С их помощью, как надеются приставы, будет гораздо легче искать имущество должников и самих должников.
- На разыскную деятельность затрачиваются колоссальные бюджетные средства, - сказал Николай Винниченко. - Поэтому необходимо наряду с совершенствованием механизмов разыскной деятельности ввести в качестве альтернативной меры процедуру объявления ответчиком перед судом перечня всего принадлежащего ему имущества. За предоставление неверной информации необходимо ввести санкции.
Кстати, в центральном аппарате Федеральной службы судебных приставов работает круглосуточная "горячая линия", куда можно позвонить и пожаловаться на неисполнительность приставов, грубость или что-то еще. И меры, как уверяют руководители, обязательно будут приняты.
Как показывает практика, больше всего люди жалуются на то, что "зависают" решения судов о взыскании алиментов. Причин здесь много, как сказал Николай Винниченко, это и отсутствие во многих регионах работы, и выплаты зарплаты по "черным" ведомостям, и трудовые миграции. А сами алиментщики успешно бегают и от исполнительного листа, и от статьи. Потому что привлекать к ответственности должны милицейские следователи, а у них и другой работы хватает. Поэтому в минюсте разрабатывается законопроект, согласно которому статья Уголовного кодекса за уклонение от алиментов будет отнесена к подследственности дознавателей службы судебных приставов.
Другая проблема - море бумаг, в котором можно захлебнуться и опытному приставу. Поэтому его надо как-то разгрузить, чтобы руки доходили до самых важных дел.
Отдельно на коллегии зашла речь о наделении судебных приставов правом на оперативно-разыскную деятельность: в какой форме это можно сделать и надо ли? Однозначного мнения на этот счет нет. Один из законопроектов, подготовленных по этому поводу службой судебных приставов, вернулся с отрицательным отзывом. Как пояснил вчера Юрий Чайка, нельзя ставить вопрос о наделении правом оперативно-разыскной деятельности для розыска имущества в рамках исполнительного производства. Это, на взгляд специалистов, неправильно и незаконно. На коллегии один из выступавших - заместитель руководителя департамента минюста даже сказал, мол, хватит муссировать этот вопрос, он поднимается немотивированно, забудьте, лучше заняться другими проблемами. Но все же пока тема не закрыта. Обсуждаются варианты, когда приставы могут получить право на оперативную деятельность, кроме оперативно-технических мероприятий (прослушки), в рамках расследования уголовных дел. К какому мнению в итоге придут в минюсте и с чем согласятся в правительстве и федеральном собрании, сейчас не предскажешь.