Сводный доклад - это перечень целей, которых должно достигнуть российское правительство в течение небольшого срока, около трех лет. Причем цели впервые выражены четкими показателями, обращенными на реального, рядового человека. В докладе также содержится анализ результатов работы власти в том же разрезе - стали ли люди жить лучше или как.
После анализа тысяч целей правительства "группа Шаронова" обнаружила 114 самых важных, критичных для качества жизни простого человека. Из этих 114 были, в свою очередь, вычленены 26, а из 26 - 14 суперкритичных. Это сокращение уровня бедности, смертности в трудоспособном возрасте, повышение рождаемости, сокращение детской смертности и инвалидности, повышение качества и доступности медицинских услуг, доступность жилья и услуг ЖКХ, улучшение образования, снижение инфляции, выстраивание налоговой системы, развитие конкуренции, повышение эффективности работы органов исполнительной власти, развитие села, энергетической и транспортной инфраструктуры.
Каждая из этих целей описана в цифрах, а не в выражениях типа "повысить и углубить". Скажем, для параметра "бедность" выбран, среди прочих, такой показатель, как удельный вес людей, живущих ниже черты бедности. В 2004 году, сказано в документе, он составлял 17,8 процента, в прошлом - 15,8, в будущем составит 13,5, и, наконец, в 2008 году упадет до 11,7 процента. Бедность описывают и другие параметры, например, число детей с 7 до 15 лет, которые нигде не учатся. А деятельность органов власти оценивается аж по трем методикам сразу, причем все базируются на оценке этой работы рядовыми гражданами. Для г-на Шаронова, внедрившего в практику конкурсы при госзакупках, естественно, одним из параметров эффективности власти является их внедрение. Согласно Сводному докладу, в 2008 году 80 процентов госзакупок будут осуществляться на открытых конкурсах, а значит, по идее, воровства казенных денег должно стать меньше.
По признанию самого г-на Шаронова, он уже нажил и еще наживет множество недоброжелателей. Причина одна: смена ориентиров. Раньше министру было просто отчитываться: ему "спускали сверху" задание, скажем, построить сто больниц. А теперь ему говорят: ну и толку, народ-то твоими больницами недоволен. А почему недоволен и кто за это отвечает? Может, строители, сдавшие объекты с недоделками, может, минздрав, а может, и министерство образования, не подготовившее врачей должного уровня. Г-н Шаронов говорит, что для формализации задачи все равно приходилось отыскивать кого-то одного, ответственного, но сами ведомства редко соглашаются держать ответ перед народом, а не перед коллегами-чиновниками. Так, г-н Шаронов процитировал корреспонденту "РГ" бумагу из МВД, в которой милиционеры не согласны, что их сделали ответственными за число убийств, тяжких преступлений, изнасилований, угонов, поскольку "предложенные показатели содержат конкретные цифры, не связанные с результатами деятельности МВД". А что же есть результат работы МВД? Число милиционеров и количество выходов их на работу, например - как считают сами милицейские начальники. И такие конфликты у г-на Шаронова повсюду.
Правда, несогласовки с минфином имеют совсем другой характер. По словам г-на Шаронова, минфин "не видит ниши" для Сводного доклада. Есть бюджет, есть разного рода краткосрочные и среднесрочные планы, зачем еще это? Г-н Шаронов объясняет: без этого не получатся ни национальные проекты, задуманные вообще-то для людей, ни "бюджетирование на результат", то есть траты ради чего-то, а не ради трат. "Мы не сосредотачиваемся на вопросах, как финансировать, это хорошо делает минфин, - поясняет г-н Шаронов, - мы пытаемся дать ответ на вопрос: зачем?"
Тем не менее, если у г-на Шаронова все получится, народ сможет почитать все это лично. Хотя сам Сводный доклад - это два массивных тома, для людей хотят издать "легкую версию" в виде красочной брошюры очень большим тиражом. Г-н Шаронов даже показал корреспонденту "РГ" сигнальный экземпляр.