15.06.2006 06:00
    Поделиться

    Более 500 россиян "застряли" в Турции из-за махинаций туроператора

    Первые звонки от разгневанных туристов начали поступать в Федеральное агентство по туризму и российское консульство в Анталье еще 6 июня. Путешественники, чей комфортный отдых должен был обеспечивать туроператор "Лук-тур", жаловались на хамское отношение к ним со стороны руководства некоторых отелей. Так, в пятницу группу из 18 человек попросту выставили из отеля Sea Gul в турецком Кемере, потребовав выплатить задолженность за проживание. Еще семерых туристов полдня отказывались заселять в отель Letoonia Golf Resort. А во вторник по этим же причинам российским гражданам отказывались предоставить номера в пятизвездочной гостинице Adora Golf в Белеке. Однако, продержав сутки на ресепшне, уставших и злых туристов отправили в трехзвездочный отель в Сиде. Ко вчерашнему дню число пострадавших от недобросовестных действий "Лук-тура" увеличилось до 500 человек из нескольких регионов России. И вероятно, эта цифра будет только увеличиваться - российские туристы с путевками от "Лук-тура" продолжают прилетать в Турцию.

    - Подобных проблем стоило ожидать, - рассказал вчера "РГ" Сергей Синицын, помощник руководителя Федерального агентства по туризму (Ростуризм) Владимира Стржалковского. - У "Лук-тура" нет лицензии, о чем мы сообщили представителям МВД еще на прошлой неделе. А это значит, что компания занималась незаконным предпринимательством.

    - Это классическая схема туристического обмана, - заявила "РГ" главный специалист Российской ассоциации туристических агентств Ирина Тюрина. - У компании не было лицензии, поэтому она решила быстро распродать путевки по копеечным ценам. К сожалению, российские туристы в первую очередь смотрят не на репутацию туроператора, а на стоимость тура.

    До сих пор многие помнят яркую рекламную кампанию "Лук-тура" - на туристический рынок туроператор вышел с логотипом, напоминающим известный бренд нефтяного гиганта "ЛУКОЙЛ". Как оказалось, разгоревшийся скандал только разогрел интерес туристов к "Лук-туру".

    Увы, это не первое ЧП, связанное с обманом российских туристов в Турции. В сентябре прошлого года около 70 российских путешественников с трудом смогли выехать из Антальи. Туроператоры "Дип-тур" и "Аз-тур", через которые были приобретены путевки в пятизвездочный отель, объявили себя банкротами. Российскому консульству удалось уладить конфликт и отправить горе-туристов домой. Теперь выясняется, что "Лук-тур" - это клон оскандалившегося "Дип-тура". И люди те же, только размах другой.

    Темная история от "Лук-тура"

    Вот и сейчас ситуацию вокруг "Лук-тура" приходится расхлебывать российскому консульству. Как рассказал российский консул в Анталье Сергей Алифанов, он уже отправил по турецким отелям специальное указание - не выселять туристов, не требовать с них деньги за проживание и решать финансовые разногласия напрямую с туркомпанией, в том числе через суд.

    - Размещать российских граждан пока удается, но с большим трудом. Но ни один российский турист не останется на улице, - заявил Алифанов.

    Более сложная задача, по словам консула, - отправить домой тех, у кого закончился срок путевки. Дело в том, что у многих туристов вообще нет обратных билетов. Туроператор якобы обещал выдать их за сутки до вылета из Антальи. Тем, кого удается посадить на переполненные чартерные рейсы, приходится оплачивать перелет из своего кармана.

    История с обманутыми туристами темная. "По нашей информации, начавший работу в 2006 году "Лук-тур" является не чем иным, как расколовшейся после крупных неудач в 2005 году и изменившей название компанией "Дип-тур", - сообщил российский консул. Эту же информацию подтвердили в Ростуризме. А вот Ирина Тюрина не спешит связывать воедино обе компании и приписывать им преступные замыслы: "Старая фирма разорилась, и на улице оказались десятки ее сотрудников. Вполне естественно, что многие из них нашли работу в новой компании".

    Кроме того, одновременно со скандалом в России была отозвана лицензия на право туристической деятельности и у турецких партнеров "Лук-тура" - компании Tur Med. Связано ли это с махинациями российского туроператора - пока неизвестно.

    Еще одна интересная деталь. "Лук-тур" - это именно тот туроператор, который оказался замешанным в коррупционном скандале на прошлой неделе. Напомним, что во время получения взятки от руководителя компании Владимира Морозова были задержаны двое сотрудников Ростуризма.

    Читайте договор внимательнее

    Случаи обмана туристов на нашем рынке стали происходить с угрожающей частотой. Неужели существующее законодательство не в состоянии защитить российских путешественников за рубежом?

    - Это не совсем так, - говорит Сергей Синицын, - существующий Закон РФ "О защите прав потребителей" никто не отменял, однако в отношении туризма он фактически не работает. Но наше агентство считает, что ситуацию изменить можно.

    По словам Синицына, Ростуризм сегодня работает над законодательной инициативой, направленной на защиту прав потребителей, повышение качества и безопасности туристических услуг. В связи с тем, что в 2007 году в России будет отменено лицензирование туристических компаний, агентствам предлагают ввести механизм финансовых гарантий туроператоров - он позволит туристам получать компенсацию в случае ненадлежащего выполнения фирмами своих обязательств. Разговоры об этом идут уже давно, но реализация такого механизма постоянно откладывается.

    Если инициативу примут, то компании будут обязаны перестраховывать не только свои риски (за счет банковских гарантий), но и риски своих клиентов. Такая практика соответствует общемировой, а вышеуказанные суммы банковских гарантий покрывают стоимость одного чартерного рейса с включением минимального набора услуг.

    Справедливости ради отметим, что идея Ростуризма вызывает много нареканий со стороны скептиков. Они считают, что механизм финансовых гарантий туроператоров - вещь необходимая, но огромные суммы страховых взносов могут привести к повышению цен на туристические путевки.

    Пока же российским туристам приходится самим отстаивать свои права. "В данной ситуации в Турции вина целиком и полностью лежит на туристических компаниях, - говорит Ирина Тюрина. - Не проверив наличие лицензии у туроператора, они больше месяца распродавали его путевки. А все из-за низких цен и популярного направления". По словам Сергея Синицына, российские путешественники будут абсолютно правы, если по приезду подадут на эти компании в суд. Неспроста многие компании, оказавшиеся втянутыми в скандал, официально признали свою вину и помогают российскому консулу в Анталье, предоставляя номера в пятизвездочных отелях Турции за свой счет.

    При этом специалисты не снимают вину за произошедшее с самих туристов. "Только в России люди покупают туристические путевки по дороге с работы домой, как хлеб, - возмущается Ирина Тюрина. - Откуда такая безответственность?" Главный специалист Российской ассоциации туристических агентств в очередной раз посоветовала читателям "РГ" не гнаться за дешевизной путевок, проверять лицензию туроператора и туркомпании (для этого можно позвонить в Ростуризм или залезть на их интернет-страничку) и в обязательном порядке внимательно читать договор.

    Что должно быть указано в договоре?

    Согласно статье 10 закона "Об основах туристской деятельности в РФ" в перечень существенных условий договора на туристическое обслуживание входит:

    - информация о туроператоре или турагенте, включая данные о лицензии, юридический адрес и банковские реквизиты;

    - сведения о туристе в необходимом объеме;

    - достоверная информация о потребительских свойствах туристского продукта, включая информацию о программе пребывания и маршруте путешествия, его продолжительность, порядок встречи, проводов;

    - права, обязанности и ответственность сторон;

    - розничная цена турпродукта и порядок его оплаты;

    - порядок и сроки предъявления претензий туристом;

    - условия изменения и расторжения договора.

    А в это время

    Около египетского города Абу Рудейс на Синайском полуострове произошло крупное ДТП. В результате столкновения туристического автобуса с верблюдом двенадцать россиян и восемь украинцев были травмированы и незамедлительно доставлены в больницу Шарм-эль-Шейха. Животное переходило шоссе, и водитель автобуса, чтобы избежать столкновения, резко вывернул руль. В результате этого маневра машина перевернулась. Виновный в аварии корабль пустыни скончался на месте. Одиннадцати россиянам медики оказали помощь и отпустили. Однако одна женщина из числа пострадавших до сих пор остается в больнице в тяжелом состоянии.

    Поделиться