"Я подам документы на приватизацию, мое дело подлежит пересмотру, и поскольку решение Конституционного суда имеет прямое действие, то я буду обращаться сразу в департамент жилищной политики Москвы и реализую свое право на приватизацию", - рассказал о своих планах выигравший вчера в Конституционном суде дело Марат Орлов. Дело в том, что вчера конституционные судьи продлили процедуру приватизации жилья государственного и муниципального жилищного фондов для всех, кто успеет получить документы на квартиру до 1 января 2007 года. И редкий случай, чтобы спорный вопрос столь оперативно решался сразу двумя органами двух ветвей власти, ведь сегодня депутаты Госдумы планируют в рамках обсуждения пакета законопроектов по "дачной амнистии" продлить срок бесплатной приватизации жилья вплоть до 2010 года. Тогда позиция КС, изложенная в мотивировочной части постановления, будет автоматически распространяться на всех очередников, которые успеют получить жилье социального найма до 2010 года.
Напомним, что дело это в Конституционный суд попало благодаря злоключениям семейства Орловых. Инвалид Великой Отечественной войны Хайдар Орлов получил квартиру к 60-летию Победы, и хотя ни его жена, ни его внук Марат Орлов ни разу не реализовывали свое право на однократную приватизацию, всем им было отказано в этой возможности.
"Я получил жилье после 1 марта 2005 года и утратил право на приватизацию, поэтому мои права были ущемлены по сравнению с теми гражданами, которые сохранили это право до 2007 года", - пояснил Марат Орлов. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в своем решении сослался на нормы Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", который в итоге и был оспорен в КС.
Оглашенное вчера постановление КС излагает суть вопроса с дотошностью историка, описывающего реформы 90-х годов. Впрочем, такой подход позволил судьям определиться с отношением к процессу приватизации жилого фонда, и отныне любому заявителю придется учитывать эту позицию - хоть в 2007, хоть в 2010 годах: "Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина". Как пояснил "РГ" судья КС Анатолий Кононов, "это не основное право, которое защищается Конституцией, это право, приобретенное на основании закона. Законодатель волен его дать - тогда были такие социально-экономические условия, когда нужно было создавать рынок жилья, - вот в этом был смысл закона о приватизации, но вечно это продолжаться не может, потому что у государства есть социальные обязательства перед теми людьми, которые не смогут никогда это жилье купить".
В решении судьи отчетливо высказались в поддержку прекращения на определенном этапе бесплатной приватизации, поскольку только существование жилищного фонда социального использования позволяет "Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений". В то же время срок для адаптации граждан явно недостаточен, а что касается рокового срока 1 марта 2005 года, то судьи сочли, что "федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты".
Также вчера Конституционный суд приступил к изучению специфических особенностей, которые приобрел 131 закон, когда достиг Кабардино-Балкарии. Реформа местного самоуправления в этой республике отразилась в законах субъекта Федерации "Об административно-территориальном устройстве Кабардино-Балкарской Республики" и "О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике". Этими законами к городу Нальчику оказались присоединены семь населенных пунктов. Как пояснил один из адвокатов заявителей Исхак Кучуков, при этом Белая Речка и Хасанья расположены менее чем в 60 километрах от столицы республики, а Эльбрус - около 130 километров. "Без тени преувеличения заявляю, что балкарское население Белой Речки и Хасаньи пребывает в шоке: в одночасье они лишились названия, органов местного самоуправления, территории, и в одночасье они проснулись горожанами", - заявил Кучуков. Еще более душераздирающие подробности указаны в одной из жалоб заявителей: "представительные органы этих населенных пунктов были ликвидированы, депутаты досрочно лишены своих мандатов, а интеллигенция этих населенных пунктов автоматически лишена 20% надбавки к окладам в связи с потерей статуса сельских жителей". Правда, представитель парламента КБР Аслан Хамуков заявил, что бюджетники Белой Речки и Хасаньи получают 25% надбавки - "все льготы сохранены, все надбавки получаются".
"Народ лучше знает, где им жить - в городе или в селении, - заявил один из заявителей Исхак Бозиев, - население только пострадало, не видит никаких плюсов, одни минусы". Дело в том, что при 80-процентной безработице в республике единственный способ подработки это скотоводство, а после новой нарезки жители, судя по тексту жалоб, оказались отрезанными от пастбищных и сенокосных угодий. Сопротивляясь реформе, жители сел трижды пытались провести референдум, и хотя Нальчикский горсуд не разрешил плебисцит, все же 99% жителей на полуподпольном голосовании в палатке высказались за сохранение уничтоженного порядка. "У населения отнимаются клочки земли, на которых мы выживали, - заявил Бозиев, - я не знаю, может быть, наша республика отдельное государство, я себя ощущаю, что живу в феодальном государстве - я себя чувствую крепостным, ни прав, ни обязанностей".
Узейр Курданов из села Эльбрус сообщил, что в результате реформы был изменен статус земель вокруг знаменитого горнолыжного курорта Чегет и в итоге были недополучены 8,8 млн. рублей дохода. Представитель стороны, принявшей этот закон, Аслан Хамуков нашел массу аргументов против заявителей. Из его речи получалось, что эта курортная территория регулируется особым природоохранным законодательством, а также это территория лесного фонда, которая тоже ограничена с точки зрения хозяйственной эксплуатации, а также там проходит граница с Грузией и действует пограничный режим. "Разные поселения одинаково претендуют на эти территории, - заключил Хамуков, - лучше предупредить конфликтную ситуацию, чем потом ее решать".
Решение по делу будет вынесено через три-четыре недели.