16.06.2006 02:50
    Поделиться

    Эксперты обсудили, что будет после "освобождения" рубля

    Стать одной из мировых резервных валют

    Для российских граждан, по словам заместителя председателя Центрального Банка РФ Константина Корищенко, это упростит открытие счетов в иностранных банках и ускорит процедуру заграничных банковских переводов и платежей. Но главным "нематериальным достижением", считает он, станет то, что россияне наконец "перестанут чувствовать дискомфорт от валютных ограничений" и смогут ощутить себя такими же свободными, "как граждане любой цивилизованной страны".

    Однако, как выяснилось, снятие ограничений не приведет к фактической конвертируемости рубля, когда его можно будет за границей обменивать на любую валюту. Хотя, по словам Корищенко, "уже есть признаки того, что некоторые центральные банки переводят часть своих резервов в рубли", а с отменой валютных ограничений этот процесс ускорится. К тому же "меры по увеличению конвертируемости рубля будут приниматься Центробанком и дальше".

    Этот процесс будет ускорен, если наши экспортеры станут продавать свою продукцию за рубли, считает депутат Госдумы Сергей Глазьев. Он заявил, что намерен внести на рассмотрение своих коллег разработанный с его участием законопроект о переводе торговли нефтью и газом на расчеты в рублях, который уже сегодня будет рассмотрен на заседании одной из думских комиссий. Такая мера в сочетании с обязательной продажей сырья через российскую биржу поможет бороться с "трансфертными схемами" ухода от налогов и сделает доходы экспортеров прозрачнее. Кроме того, пояснил депутат, в законопроекте предусматриваются меры по повышению привлекательности рубля во внутренних расчетах. Глазьев считает, что нам надо законодательно ограничить использование доллара во внутреннем обороте. По его словам, речь здесь может идти даже об ограничениях для банков на открытие депозитов и предоставление кредитов российским гражданам в иностранной валюте.

    Впрочем, это предложение для Корищенко оказалось неприемлемым: "административные ограничения в области финансов никогда не приводят к хорошему результату". Так же, как и идея Глазьева о "законодательном" переводе торговли нефтью и газом на рубли. "Даже если удастся регулятивно закрепить, чтобы сырьевые товары продавались иностранцам за рубли, то это не приведет к скорейшему наступлению полной конвертируемости российской валюты, так как оборот торговых рынков в разы меньше финансовых", - пояснил Корищенко.

    Другим предметом спора экспертов стал нынешний курс рубля, который, по мнению директора Национального института развития РАН Михаила Гельвановского, сегодня в 2 раза меньше настоящей цены. По его словам, это приводит к недооценке акций российских предприятий, которые дешево скупаются иностранцами. Подобный искусственно заниженный курс вовсе не помогает повысить конкурентоспособность отечественной экономики. А лишь приносит больше валютной выручки экспортерам да заставляет Центробанк скупать валюту на внутреннем рынке и стерилизовать средства в Стабфонде. Тем самым сокращается количество денег в экономике и возникает недостаток инвестиций для отечественных предприятий обрабатывающей промышленности.

    Еще одним негативным следствием "стерилизационной" политики Центробанка, по мнению Глазьева, является так называемая перерезервированность рубля. На каждый работающий в экономике России рубль приходится 3 рубля золотовалютных резервов плюс 1 рубль Стабфонда. Причем эти 4 рубля вкладывают в иностранные госбумаги, значит, они работают в чужой экономике. Для примера, в США на 25 долларов приходится всего 1 доллар "резервного" обеспечения. Впрочем, по мнению Глазьева, у такой "сверхпрочности" рубля есть и положительная сторона - она может помочь ему стать одной из мировых резервных валют, которые придут на смену падающему доллару.

    Словом, эксперты сошлись во мнении, что у рубля есть шанс превратиться в одну из мировых резервных валют. Правда, для этого нужна не только отмена всех валютных ограничений, которая должна произойти с первого июля, но и реальный рост экономики.

    Поделиться