Предваряя доклад своего заместителя, премьер Михаил Фрадков в очередной раз потребовал от правительства выйти в 2006-2008 годах на заданные социально-экономические показатели. "Представляемый документ призван обеспечить достойную жизнь, устойчивые темпы экономики, преодолеть технологическое отставание от ряда стран и обеспечить национальную безопасность", - заметил глава кабинета министров. Действительно, по каждому из приоритетных направлений в докладе заданы определенные цели и количественные ориентиры. Фрадков же посоветовал создать "определенное напряжение" для работы правительства в целом и для отдельных министерств в частности. Таким образом, кабинет министров всячески продемонстрировал активность и стремление воплотить в жизнь масштабные реформаторские замыслы. Наблюдатели же расценили этот шаг либо как признак того, что над кабинетом министров начинают сгущаться тучи, либо демонстрацию активности как способ самосохранения.
Во всяком случае доклад, над которым не первый год работали практически все министерства и ведомства, представил результаты, оставляющие желать лучшего. Уровень достижения целевых показателей работы федеральных министерств и ведомств в 2005 году составил около 70%. Но это не помешало сделать главный вывод - "большинство намеченных целей были достигнуты". В частности, отмечен рост таких показателей, как уровень жизни населения, уровень безопасности гражданина и общества, высокие темпы экономического роста, большой потенциал, поддерживающий этот экономический рост. "Многие целевые показатели достигнуты или перевыполнены", - уверял и себя, и окружающих Жуков, добавив, что к ним относятся снижение уровня безработицы и младенческой смертности и ряд важнейших показателей состояния экономики. Правда, в итоге все же признал, что "в то же время ряд поставленных целей не достигнут или достигнут не в полной мере". Среди них: значительное социальное неравенство, низкий уровень зарплаты бюджетников и пенсий, несмотря на их значительное увеличение, негативные демографические процессы, высокая смертность в трудоспособном возрасте, отставание в фундаментальной науке и НИОКР, недостаточное восполнение природных ресурсов, рост цен на услуги ЖКХ и ряд других показателей. "Есть и показатели, по которым есть положительная динамика, но цели не достигнуты. Это уровень инфляции, который снижается из года в год, но не такими темпами, как планировалось, ввод жилья, темпы которого также недостаточны, количество людей, умерших от несчастных случаев, отравлений и травм", - заметил Жуков. Кроме того, по его словам, есть показатели, значения которых ухудшаются, в частности - протяженность федеральных автомобильных дорог, соответствующих требованиям дорожной безопасности, объем отечественной продукции на внутреннем рынке. Правда, видимо, чтобы не обижать коллег, вице-премьер заметил, что не всегда недостижение целей было связано с плохой работой министерств, ведомств или служб или с недофинансированием. В основном это, по его словам, недостатки планирования и определения целей. Многим министерствам, отметил вице-премьер, в ходе работы пришлось пересматривать свои планы, что также отразилось на выполнении целей. На том и порешили.
Теперь у правительства новые цели, многие из которых достаточно затратные, не скрывал Жуков к явному огорчению министра финансов. К примеру, наибольших бюджетных средств потребует решение задач в здравоохранении, образовании, достижении макроэкономической стабильности и развития инфраструктуры. При этом Жуков считает, что впредь большинство целей необходимо описывать таким комплексом мероприятий, который закладывается в приоритетных национальных проектах.
- Сводный доклад - это первый опыт, и опыт очень полезный, - не удержался, чтобы не подбодрить своего заместителя премьер-министр. - С ним мы выстраиваем стратегию планирования. Это работа для Грефа: занимайся с утра до вечера такими целями. Можно и координацию улучшить, и оценки давать.
Присутствовал бы на заседании главный экономист, вряд ли он обрадовался бы такой идее, хотя Фрадков подыскивает ему работу ровно в соответствии с теми условиями, которые и ставил Греф. То есть хочешь заниматься научной работой - пожалуйста.
- Может быть так, чтобы правительство в качестве целей определило и те, которые находятся в сфере деятельности регионов? - поинтересовался министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов у Жукова.
- Конечно. Установлена система показателей положения регионов и эффективности использования бюджетных средств, - тут же нашелся вице-премьер.
- Если так, то может ли в случае недостижения целей быть поставлен вопрос о доверии главе субъекта? - не отставал Зурабов, поскольку реализация задач его министерства во многом зависит от того, направит ли местная власть деньги в здравоохранение или на строительство здания администрации.
- Политические выводы могут быть сделаны руководством страны или населением, ведь субъект вправе самостоятельно принимать решение о расходовании бюджетных средств, - вдруг сказал главную фразу Жуков.
Ложку дегтя в бочку меда как всегда добавил министр финансов Алексей Кудрин. За все время обсуждения доклада Жукова он так и не смог смириться с мыслью, что надо увеличить бюджетные расходы. Он считает, что сводный доклад о деятельности правительства пока не может применяться в бюджетном планировании. "По сути доклад оторван от бюджетного процесса. Не дай бог использовать этот документ в бюджетном планировании, тогда мы будем иметь совершенно неадекватный бюджет", - сокрушался главный финансист. Тем более что и сами авторы доклада самокритично признают, что документ не является отражением поставленных целей. "Нельзя планировать реформы и ставить цели и показатели, не оценив их по деньгам и в отрыве от параметров социально-экономического развития, - убеждал Кудрин. - Нельзя по отдельным целям винить отдельные министерства и ведомства. Как-то по снижению инфляции - министерство финансов или министерство экономического развития и торговли. По снижению смертности - министерство здравоохранения и социального развития. Это ответственность правительства".
На этом терпение премьера закончилось. "Вы оговаривайте - "это мое мнение", - жестко посоветовал финансисту Фрадков.
- Это мнение минфина, - не спасовал Кудрин.
Да и показатели достижения целей пока тоже оставляют желать лучшего. Есть и такие, к примеру, где повышение уровня духовности оценивается вместимостью овощехранилищ.
Хотя статс-секретарь, замглавы минэкономразвития и торговли Андрей Шаронов не согласился с финансистом и заметил, что сводный доклад может стать важным инструментом в процессе бюджетного планирования, так как нацелен на конечный результат. "Оцениваем не сколько потратили денег на лекарство, а как это повлияло на здоровье населения", - заметил он. Кроме того, документ вводит конкуренцию ведомственных программ - каким образом эффективней можно решить одну и ту же проблему. На этом фоне просьба МВД об исключении ведомства из числа ответственных за снижение смертности на дорогах, количества убийств, показалась ведомству Грефа довольно странной. "Конечно, проблему смертности на дорогах, например, можно решать по линии МВД или минтранса, а можно, занимаясь образованием пешеходов и водителей, - заметил Шаронов. - Но надо мерить и отчитываться по тем показателям, которые влияют на людей, а не по тем, которые удобны правительству".
- Минфин - это ведомство, которое призвано заботиться об экономии средств, а мы работаем шире, - вдруг неожиданно заметил премьер, призвав подчиненных при планировании своей деятельности на ближайшую перспективу руководствоваться не только доводами министерства финансов об экономии средств бюджета, но и принимать в расчет более широкие цели экономической политики. И нехотя согласился с Кудриным, что сводный план деятельности кабинета министров на ближайшую перспективу не может пока являться документом для формулирования экономической политики. "Нам нужно догонять быстрее и формулировать острее, и тогда мы сможем с минфином наравне определять контуры и бюджета, и наших планов", - напрягал ситуацию Фрадков.
- У нас один министр в правительстве считает, что он главный и главное - сдержать инфляцию, - по-детски с обидой вдруг вступил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев. - А мы считаем, что важно приехать в село и объяснить, как будем бороться с бедностью, как будем развиваться. А мы друг друга не понимаем и не слышим - вот в этом и парадокс.
- У нас все министры равны, - как в детском саду успокоил Фрадков, сделав многозначительную паузу. - Кроме вице-премьеров.
- Два года назад мы получили бюджетную соску, работаем, надеемся, что получим, но от соски сыт не будешь, - продолжал жаловаться министр сельского хозяйства.
- Соска имеет один недостаток - она выплевывается, - образами заговорил и премьер. - Вот вы сейчас растете, правительство растет, и, когда достигнем уровня экономического и стратегического планирования, тогда бюджет перестанет существовать своей собственной жизнью.
А то "у вас там игрушки по всем углам разбросаны, и памперсы не меняли", разошелся глава кабинета, заметив, что все же "пока финансисты - главнее".
- Пока не сформулируем четко параметры экономической политики, долгосрочный прогноз, не определим направления работы - в минфин можно не ходить до этих пор, - жестко сказал министрам премьер.
Впрочем, догонять финансистов предстоит не только отраслевикам, но и экономистам. Фрадков, подводя итоги обсуждения, призвал их планировать работу аж до 2025 года, иначе, считает он, через несколько лет можно серьезно отстать от остального мира. В частности, он высказал неудовольствие тем, что в докладе плохо проработана тема "преодоления технологического разрыва от Запада". "Ставится задача довести долю инновационных предприятий в экономике с 10 до 30 процентов к 2010 году, тогда как уже сегодня Европа имеет все 40 процентов". "Мы должны "поднапрячь" эту ситуацию, причем технологическая модернизация промышленности - это не проблема бюджета, за исключением финансирования НИОКРов и фундаментальной науки, а задача корпоративного сектора, - заметил Фрадков. - Бюджет здесь вообще находится на 99-м месте". Кудрин с облегчением вздохнул. Правда, надолго ли?