Фильм представляли Никита Михалков, который специально прилетел со съемок своего нового фильма о разгневанных мужчинах, и Александр Яценко (приз "Кинотавра" за лучшую мужскую роль). Среди гостей присутствовали Сергей Бодров-старший, актер Игорь Петренко, режиссер Николай Лебедев - автор "Звезды", братья Самойловы ( "Агата Кристи"). Вадим Самойлов написал для фильма замечательную и трогательную музыку.
Российская газета | Никита Сергеевич, как вы сами оцениваете этот фильм?
Никита Михалков | Фильм "Мне не больно" - новая страница в биографии Алексея Балабанова. Это большое мужество - отказаться от того, что было раньше так успешно, что приносило режиссеру славу, и поставить на новую неизведанную страницу в своем творчестве.
...Балабанов снял фильмы "Брат", "Брат-2", "Война", "Жмурки", и вот новый поворот в его творчестве - мелодрама. Жанр мелодрамы - самый древний и самый чистый, как вестерн, как басса-нова в музыке. Он - незатейливый, но трогающий сердца зрителей. И волнение, которое испытывал Балабанов при создании картины, передается зрителю.
Я в этом фильме играю совсем микроскопическую роль, но не важно - что, а важно - с кем. Главное, что была команда молодых замечательных актеров. То, что Балабанов рискнул отказаться от старого и начать новое в своем творчестве, у меня вызывает уважение. Для меня важно, насколько художник имеет смелость отказаться от того, что ему раньше приносило успех.
Балабанов не ошибся, перелистнув эту страницу, но он в ней долго не задержится. Грустно, если художник "вырабатывает" одну и ту же почву и потом однажды слышит, как скребок касается асфальта. И ни тем, ни сил уже нет...
РГ | Фильм "Мне не больно" - новая тенденция российского кино?
Михалков | Жанр "мелодрамы" идет со времен немого кино, так что это новая тенденция Балабанова.
РГ | Как вы оценили итоги "Кинотавра"?
Михалков | Фестивали - это политика. Ребята сработали в фильме "Мне не больно" замечательно, но лучше ли это, чем все остальное, сказать не могу. Я других фильмов не видел.
РГ | Что нового вы узнали о Ренате Литвиновой?
Михалков | Ренату можно назвать человеком последовательным в профессии.
РГ | Почему?
Михалков | То, что может раздражать зрителя, манерность, она сделала своим достоинством. Манера и жеманство, умноженные на стабильность, стали частью ее характера. Кто-то говорил, что если у актера есть недостаток, он должен сделать его любимым для зрителя.
РГ | У вас есть недостатки?
Михалков | Масса!
РГ | Вы работаете над их искоренением?
Михалков | Нет, я стараюсь, чтобы их полюбил зритель.
РГ | Вы как-то сказали, что наигрались, но приняли предложение Балабанова. Почему?
Михалков | Мне интересно ходить туда, где я еще не был. Это - в моем характере. Главное - двигаться, не оглядываясь по сторонам, кто что скажет... Моя роль настолько мала, что я не успеваю в фильме надоесть зрителю. Я играю роль, которую по совокупности характера, играть ранее не доводилось. Мой персонаж - герой нового времени. Он оказался у нефтяной трубы. Но он не бандит, не грабитель, не убийца. Он искал какую-то идеальную женщину (ее играет Рената. - Прим авт.) и нашел ее. У него с ней нет никаких личных и интимных взаимоотношений. Он наслаждается тем, что он ее спасает, ведь она смертельно больна.
РГ | Как вы оцениваете Балабанова как режиссера?
Михалков | Он знает, чего хочет. Это редкое качество. Когда нет концепции, внутреннего камертона, к которому режиссер стремится, то и не знаешь, как делать. Балабанов знает, чего он хочет. Некоторые режиссеры - как костюмы на вешалке. А Балабанов не такой. Он хоть и в рубище, но под этим рубищем - личность.
РГ | Чья игра в фильме самая яркая?
Михалков | Ренаты. Если раньше она раздражала зрителя своими манерами, то на этот раз предстала в новом виде. Это тот случай, когда личность Ренаты стопроцентно совпала с тем, что она играет. Это большая победа Балабанова, который сказал, что либо Рената будет сниматься в его фильме, либо он не будет снимать фильм. И он прав.