Во всяком случае, в этом всерьез уверены как московские законодатели, так и видавшие виды музыкальные продюсеры. Сообща они договорились во время последней комиссии по культуре и массовым коммуникациям Мосгордумы отстаивать живое звучание на московских сценах, а заодно и качество исполнения с помощью нового столичного закона. Неудивительно, что инициатором такого решения стал депутат Андрей Ковалев, который в свободное от работы время записывает диски собственных песен.
С легкой подачи журналистов этот еще неизданный документ иронично окрестили законом о закрытии "фанеры". Но еще до начала бурной дискуссии о том, пролетит ли фанера над Москвой, спикер Мосгордумы предупредил, что столичный парламент не собирается сочинять запретительный закон для музыкантов, даже тех, кто не поет, а красиво открывает рот под запись. По его словам, в стенах Мосгордумы собираются всего-навсего четко прописать порядок публичных выступлений под фонограмму в концертных залах. В нынешнем виде этот документ выглядит простым, как два аккорда. Согласно его тексту Москва планирует выйти к старшему "брату" - Госдуме с инициативой внести "фанерную" поправку Закон "О защите прав потребителей": обязать организаторов музыкальных выступлений информировать зрителя, что тот или иной артист будет выступать под фонограмму. Причем указывать на сей скорбный факт тому, кто решился культурно отдохнуть, законодатели предлагают, буквально не отходя от кассы: на афише и на билете, чтобы зрители знали, на что идут.
Насколько готов сегодня музыкальный цех к новым правилам игры? За собственные деньги слушать фонограмму желающих найдется немного.
- Такое новшество ничего не изменит. Разве что зрителей унизим сообщением о том, что они слушают исполнителя, поющего под фонограмму, - негодовал продюсер Игорь Силиверстов.
Его коллега Валерий Белоцерковский, напротив, счел ограждение от фонограммы вполне осмысленным шагом: "Надо ввести жесткие наказания за использование фонограммы, - заявил он. - Хватит уже штамповать безголосых "звездулек": за ними настоящих голосов не слышно".
Композитор Виктор Чайка предложил свой рецепт излечения московской эстрады от безголосых: создать из числа уважаемых экспертов ассоциацию, которая будет выдавать каждому из артистов лицензию, подтверждающую его вокальные данные. Нет лицензии - нет и права выходить на сцену.
Однако столичные депутаты решили пока обойтись без лицензий, а для начала пробить в Госдуме право на письменное предупреждение зрителя об использовании фонограммы.
- Я, как действующий артист, не позволяю себе петь под фонограмму, - заявил депутат Андрей Ковалев. - Наш зритель созрел до живого звука. Для начала надо просто предупреждать зрителя в письменной форме. Вот только как узнать наверняка: под фонограмму или нет поет тот или иной артист, если его продюсер в обход правил умолчит о неживом звуке своего протеже? Не каждое музыкальное ухо при высоком качестве звука отличит живое от мертвого. А между тем по закону отслеживать все вопросы, связанные с интересами потребителя, должен Роспотребнадзор.
- Артист - не колбаса, ГОСТ на него не завели, так что и методики у нас нет, по которой можно отделять фонограмму от чистого живого звука, - прояснил ситуацию Владимир Никитин, начальник отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора по г. Москве.