Партийцы, конечно, тоже люди, тоже ошибаются, а потом каются. Однако такого потока самокритики, вылившегося на посетителей седьмого пленума ЦК, пока аудитория слушала доклад Геннадия Зюганова, от коммунистов давно никто не ожидал. "Нужно смотреть правде в глаза: если завтра левопатриотические силы победят на парламентских и президентских выборах, то послезавтра нынешний бюрократический аппарат устроит саботаж и съест нас, даже не поперхнувшись", - и с этим пессимистическим оптимизмом лидер КПРФ объяснил, как придется реформировать партию.
Новый проект компартии фактически предполагает ее превращение в аналог республиканской и демократической партий США. Коммунисты не собираются отказываться от борьбы за массовость, но когда средний возраст партийца 58 лет, а численность партийных рядов, по признанию Зюганова, "из года в год снижается", то хочешь не хочешь - приходится осовремениваться. Партийную машину предполагают построить на основе пяти вертикалей - организационной, информационной, социальной, депутатской и экономической.
Зашла речь и о переменах в рамках партаппарата. Так, лидер коммунистов предложил создать "мобильные группы оперативного реагирования, способные быстро выдвинуться в то или иное место во всеоружии: звукоусилительной установкой, флагами и транспарантами, агитационными материалами". Группы эти предлагается включать в социально-протестную вертикаль, работать там должна молодежь, так что, по сути, получается внетерриториальная первичка "по интересам". "Красная молодежь тоже хочет флэш-мобов и театрализованных действий, а мы талдычим о необходимости приставить к каждому по ветерану-наставнику", - так глава КПРФ обосновал новые методы работы с молодежью.
Для хорошей жизни КПРФ нужно около 100 млн. рублей каждый год. И хотя коммунисты принялись осваивать торговлю сувенирной продукцией со своей символикой, а статистика взносов в прошлом году наконец-то стала показывать устойчивый рост, КПРФ по-прежнему в дефиците. Видимо, поэтому выступавший на пленуме глава Центральной контрольно-ревизионной комиссии Владимир Никитин предложил ввести партмаксимум для депутатов КПРФ, выбранных по партийным спискам (им придется отчислять процент от своей зарплаты в зависимости от регионального коэффициента).
Пленум не зря назвали "Об организационно-политическом укреплении партии и работе с союзниками". Как пояснил "РГ" секретарь ЦК Вадим Соловьев, нынешнее законодательство четко определяет, кого можно включать в предвыборные списки - однопартийцев или беспартийных. Для традиционных союзников КПРФ, например, члена Аграрной партии Николая Харитонова или первого секретаря ЦК РКРП-РПК Виктора Тюлькина, наступает время принимать неприятное решение. Так, первый секретарь Новосибирского обкома Анатолий Локоть прямо в ходе прений обратился к ним с трибуны: "Николай Михайлович, то, что прошло на выборах в облсовет, не пройдет на выборах в Госдуму, хватит строить партии по отраслевому принципу! Виктор Аркадьевич, дорогой, время наступило, давайте принимать решения, хватит ходить врастопырку!" На такой призыв Виктор Тюлькин не смог не ответить и поднялся на трибуну. Однако пока ни на что, кроме единства в ходе протестных акций, Тюлькин был не готов, сколько бы из зала ему ни кричали: "Когда объединяться-то будем?" КПРФ же своими кадрами выразила готовность и поделиться.