Игорь Левитин,
министр транспорта РФ:
- Москва-река вполне могла бы стать альтернативной "трассой" и разгрузить автомобильные дороги столицы. Например, с северо-запада, где всегда большие пробки, можно было бы пустить небольшие скоростные суда, чтобы подвозить жителей новых, строящихся микрорайонов в центр города. Но это уже серьезная бизнес- программа, предполагающая создание соответствующей инфраструктуры.
Государство все это не потянет. Представьте: придется строить стояночные причалы, а к ним подводить автобусные маршруты, чтобы люди могли доехать до реки. Надо сказать, что у столичного правительства были подобные планы и возникли они в связи с возможностью проведения в Москве Олимпиады 2012 года. Предполагалось, что по реке можно будет быстро доставлять людей на различные спортивные объекты, в гостиницы и т.д. На мой взгляд, это было бы вполне реально. Но, как известно, игры состоятся в Англии. Хотя, насколько я знаю, Москва от своей идеи все равно не отказалась. В принципе минтранс ее поддерживает. Но вопрос в том, насколько все это сегодня необходимо и возможно.
Кстати, на водных дорогах мы сталкиваемся с такими же проблемами, как и на автомобильных. И в первую очередь это безопасность движения. Здесь тоже часто не выдерживают скоростной режим, обгоняют, подрезают. И, развивая движение по нашим водным путям, надо обязательно контролировать соблюдение всех его правил. Возможно, даже создавать водное ГАИ.
комментарий |
Точку зрения министра транспорта Игоря Левитина подтвердил и второй московский фестиваль яхт, который прошел в минувшие выходные. Москва-река у Нескучного сада напоминала Рублевку, только вместо роскошных иномарок красовалось 50 российских и зарубежных яхт.
Это зрелище выглядело столь неподражаемо, что корреспонденты "РГ" задались вопросом: а смогут ли москвичи, да и гости столицы, с восторгом взирающие на эту красочную церемонию, пойти по их пути после фестиваля? К примеру, пришвартоваться на катере, яхте или лодке в погожий летний день на живописном месте напротив Кремля, устроить себе пикник с видом на московскую резиденцию? К слову сказать, таких "желающих" и платежеспособных покупателей водной романтики в столице с каждым годом все больше: сегодня в собственности у москвичей около 30 тысяч частных маломерных судов.
Белеет мой парус такой одинокий
Этот факт подтверждают и организаторы фестиваля яхт, утверждая, что сегодня интерес к "карманному флоту" приобретает все более массовый характер именно в Москве и Питере. Причем, количество россиян, которые без яхт не представляют для себя полноценного отдыха, увеличивается с каждым годом. Другой вопрос, что в столичных водах, не в пример Лазурному берегу, с оглядкой на который и сработали устроители московского яхт-фестиваля, их редко встретишь среди традиционных речных трамвайчиков. В комитете по законодательству Мосгордумы предположили, что малые судовладельцы в столице не рискуют выходить на Москву-реку лишь потому, что опасаются плавать, не зная брода, точнее, правил поведения для частных речных судов. Для "частников" такой порядок не прописан отдельной статьей закона, а есть лишь в разрозненных внутренних инструкциях транспортной милиции на воде. Нашлось и другое житейское объяснение: держать личный флот дешевле в Подмосковье, чем в черте города. Так пояснил нам один из членов яхт-клуба на Клязьминском водохранилище Сергей Нестаренко. Впрочем, те, кому посчастливилось жить вблизи набережной, родную моторку при желании могут держать и в гараже.
Так открыта или нет в Москву водная дорога всем, у кого есть яхта, катер, гидроцикл или хотя бы реальная возможность и желание купить их в недалеком будущем?
Была бы только яхта
Не отплывая далеко от водного фестиваля, мы адресовали этот сакраментальный вопрос вдохновителям парада яхт - столичному департаменту транспорта и связи. Выяснилось, что хотя московские власти и вправе устраивать праздники на воде, по федеральной букве закона, яхты, участвующие в официальном фестивале, могут заякориться у причала лишь по спецразрешению федеральных властей. Все потому, что Москва, будучи субъектом Федерации, не вольна контролировать на Москве-реке законность поведения на воде того или иного частного хозяина катера, яхты или скутера. Впрочем, в данном конкретном случае сыграл свою роль и "тяжеловесный" факт. Все яхты, принимавшие участие в этом мега-фестивале, имеют большое водоизмещение. Иными словами не подходят под классификацию "маломерных судов". А значит, и уровень контроля за ними выше - государственная судоходная речная инспекция.
Тем не менее, маломерным судам, катерам и яхтам не запрещено курсировать вдоль кремлевской стены по судоходной Москве-реке в любой день недели, кроме официальных праздников. Исключения составляют гидроциклы: им путь на Москву-реку заказан. Но и тем маломеркам, которым разрешено отдавать швартовы на Москве-реке, придется плыть... без остановок: как пояснили в управлении, маломерное судно по судоходной реке может только идти, а вот бросать якорь - ни в коем случае, иначе плати штраф: от 500 до 2 тысяч рублей. За лето выписывают до 450 штрафных квитанций. Соответствовать этой норме весьма проблематично, но рисковых шкиперов хватает. И этому есть реальное объяснение. Дело даже не в том, что для владельца яхты или дорогого катера такие штрафы как слону дробина.
Вилами по воде
Если жизнь автовладельцев давно упорядочена законодательством, то в отношении "капитанов" и "шкиперов" гладко сложить их права и обязанности еще предстоит. Всего лишь год существует Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС), в которой, по замыслу, должны быть зарегистрированы все "курортные" плавсредства. Вот только регистрируются эти суда явочным путем, по желанию хозяина. "Хотя для регистрации в Москве плавсредства,- рассказывает Александр Захаров, зам. начальника отдела ГИМС по городу Москве при ГУ МЧС России,- требуется не так уж много времени: неделя, не больше. Достаточно предоставить два документа: общегражданский паспорт и договор купли-продажи или другой документ, подтверждающий, что именно вы купили это плавсредство". Отдельно предоставляются документы на мотор. Регистрируется судно обычно либо по месту прописки его хозяина, либо по адресу, где оно базируется: для этого нужен документ от вашего яхт- клуба или документ на ваш земельный участок, где хранится это судно. Судовой билет, иначе техпаспорт на судно, хозяин получает после того, как судно осмотрит сотрудник ГИМС. Причем каждый год катер, гидроцикл или яхта должны проходить техосмотр.
Между тем, по действующему закону, одной регистрации мало. Чтобы распустить белый парус над Москвой-рекой, необходимо получить "водительские" права - удостоверение водителя судомеханика. А для этого требуется пройти месячный курс обучения в школе при ГИМС МЧС, потратив на него в среднем пять тысяч рублей. После удачной сдачи экзаменов вы получите права на управление "три в одном": гидроциклом, мотолодкой и катером одновременно. Однако по статистике, сегодня далеко не все судовладельцы озадачиваются получением "водных прав". Фактически им нечего бояться, если они мирно плывут по воде с документом о регистрации судна. Судовладельцы могут в прямом смысле уплыть от ответственности, даже не имея при себе удостоверения механика-судоводителя. Помогают им в этом "мели" в законе. Инспектор может выписать штраф, но забрать судно на штраф-стоянку не имеет права. Этим и пользуются хозяева яхт, катеров и скутеров.
Впрочем, возможно, это лето в Москве станет последним, когда спрос с частных московских судовладельцев будет столь незаметным и эпизодическим. В министерстве внутренних дел корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что в недрах ведомства зреют планы по созданию полноценного речного ГАИ. Однако пользоваться случаем и бросать якорь у кремлевской стены нам дружно отсоветовали: как в "водной" милиции, так и в МЧС - за такой пикник придется познакомиться еще и с третьей структурой - ФСО, которая точно не отпустит яхтсмена на тихом ходу восвояси с одной штрафной квитанцией.