20.06.2006 03:00
    Поделиться

    Игорь Артемьев: Любой сговор искажает цены

    К осени, сообщил Артемьев, должно завершиться обсуждение поправок к проекту федерального закона "О защите конкуренции", принятого в первом чтении в прошлом году. Антимонопольная служба по-прежнему полна решимости отстаивать этот документ, подчеркивая, что без него с произволом монополий совладать будет трудно. По словам руководителя ФАС, законопроект основан на российской практике, но в то же время позволит антимонопольным органам работать в режиме, очень близком к европейскому. Другой важнейший закон - поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях - как ожидается, будет рассмотрен на заседании российского правительства в ближайший четверг, после чего также поступит в Думу.

    Документ предусматривает небывалое ужесточение взысканий за нарушение антимонопольного законодательства: максимальную шкалу штрафа за наиболее одиозные нарушения (создание картелей, злоупотребление доминирующим положением и т.д.) предлагается увеличить до 4 процентов от оборота провинившейся компании. По мнению Игоря Артемьева, в случае вступления КоАП в силу крупные структуры даже за одно нарушение антимонопольного законодательства могут быть подвергнуты штрафным санкциям на десятки и сотни миллионов долларов.

    Кроме того, в четвертом квартале 2006 года ожидается принятие новой, "рабочей", статьи 178 УК РФ, что даст возможность привлекать злостных нарушителей антимонопольного законодательства и к уголовной ответственности.

    Совершенствование законодательной базы подкрепляет процесс расширения полномочий ФАС. Так, в феврале распоряжением Михаила Фрадкова под надзор антимонопольной службы был передан контроль за всеми государственными и муниципальными закупками. По словам Артемьева, ФАС рассчитывает добиться на этом 10 процентов экономии бюджетных ресурсов в год. В соответствии с решением правительства на службу возложен контроль и в области реформы электроэнергетики - в частности, она должна в принудительном порядке реорганизовывать энергетические компании, которые не выполнили требование Федерального закона "Об электроэнергетике" до 1 апреля 2006 года и не разделили свои генерирующие и сетевые активы. На сегодняшний день, сообщил Артемьев, к этой категории относится около 40 процентов энергетических компаний.

    Более активно намерен ФАС заняться контролем за концентрацией в одних руках ограниченных природных ресурсов - земли, воды, леса. Прежде всего это касается требования Земельного кодекса предоставлять земельные участки под жилищное строительство только на аукционных началах. По данным ФАС, после первого октября минувшего года в целом по стране без проведения аукционов было выделено более 6 тысяч земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой. Абсолютным лидером стала Свердловская область, где выявлено полторы тысячи нарушений. Причем незаконно выделенные участки были лучшими и многие из них перешли к фирмам-однодневкам. ФАС возбудила по этим фактам более ста расследований, прокуратурой уже открыто несколько десятков уголовных дел, а суды выносят первые вердикты о признании не действительными соответствующих договоров, о нарушениях со стороны административных органов.

    Особые надежды ФАС возлагает на развитие биржевых торгов. В частности, создание российской биржи нефти и нефтепродуктов, по мнению Игоря Артемьева, "является великолепным вариантом развития конкуренции".

    -Сегодня независимые производители нефти оказываются в кабальном положении - они не могут никому продать выработанную нефть, кроме как крупным вертикально интегрированным компаниям. Доходит до того, что их заставляют продавать свою нефть вдвое дешевле, чем на рынке.

    По поручению президента России, до 1 января 2007 года должны быть изданы распоряжения правительства и приняты поправки в законодательство, обеспечивающие запуск биржевого механизма. Однако, по словам Артемьева, ряд нефтяных компаний выступает против создания биржи, так как появление индикативных биржевых цен может создать проблемы с налогообложением для компаний, занимающихся трансфертным ценообразованием и реализующим нефтепродукты по ценам, не соответствующим рыночным.

    -Создание в России расчетной системы - а она может включать в себя торговые площадки не только в Москве - позволит использовать географические преимущества нашей страны, прежде всего протяженность ее территории, - отметил Игорь Артемьев. - Между торгами в Лондоне и Токио они будут проходить в Москве. В итоге Россия сможет влиять на конъюнктуру мировых цен.

    Антимонопольная служба намерена внедрять биржевые механизмы и на других рын-ках - например, электроэнергии (где уже есть опыт работы свободного сектора оптового рынка), металлов и зерна. Так, в 2006 году ФАС завершит анализ российского зернового рынка, определенные уровни которого очень высоко монополизированы. Это выражается, в частности, в концентрации элеваторов у одного собственника или в ценовых сговорах, что приводит к разорению крестьянских и фермерских хозяйств. Первым шагом на пути к оптимизации закупочных цен на зерно стали регулярные государственные интервенции, а сейчас ФАС совместно с министерством сельского хозяйства обсуждает вопрос создания российской зерновой биржи.

    Порадовал Игорь Артемьев также обещанием уже в ближайшее время сделать Россию абсолютным мировым лидером по демонополизации отрасли электросвязи. По его словам, это станет возможным после того, как на рынок выйдут новые операторы. Уже выдано более десятка лицензий и скоро абоненты стационарной связи смогут выбирать себе провайдеров.

    Поделиться