20.06.2006 03:00
    Поделиться

    Япония приходит в Россию

    Это самая крупная сумма с 1979 года, когда стали вестись такие подсчеты. Рост богатства 127-миллионного населения Японии связан с увеличением его доходов и повышением цен на акции на фоне заметно улучшающейся сегодня деловой конъюнктуры в этой второй после США экономической державе мира.

    Крупнейшая экономическая держава Азии сегодня очень заинтересована в укреплении и дальнейшем развитии всего спектра отношений с Россией. Начиная с 1999 года в российско-японских торгово-экономических связях сохраняется устойчивая тенденция к росту. В 2004 году был поставлен рекорд уровня товарооборота за весь период российско-японских отношений. Он превысил 8,8 миллиарда долларов. В прошлом году рекорд был перекрыт и достиг 10,7 миллиарда долларов.

    Основу российского экспорта традиционно составляют металлы, включая цветные и драгоценные - 37 процентов, морепродукты - 27 процентов, лесоматериалы - 11 процентов. Заметно - в 2,3 раза - возросли поставки в Японию минерального сырья и топлива в виде угля и нефтепродуктов, удельный вес которых увеличился с 13 процентов до 20.

    В импорте из Японии преобладают машины и оборудование: транспортные средства, дорожно-строительная техника, электробытовые товары и средства связи.

    Для поддержки российских реформ японское правительство приняло программы предоставления России экономического содействия на общую сумму более 6 миллиардов долларов. В пакет финансовой помощи России были включены также средства из японского государственного фонда страхования внешнеторговых сделок в размере 1,8 миллиарда и 1,1 миллиарда долларов.

    Стратегической сферой российско-японского экономического сотрудничества является топливно-энергетический комплекс: сахалинские нефтегазовые проекты, разработка якутских газовых и угольных месторождений, проекты энергосбережения на предприятиях российского топливно-энергетического комплекса, атомная энергетика.

    В последнее время растет интерес японских деловых кругов к расширению двусторонних торгово-экономических связей. Такие крупнейшие компании, как "Мицуи", "Мицубиси", "Мацусита", "Сумитомо" и другие, в планах на ближайшее время предусматривают значительное наращивание объемов своих операций в России.

    В частности, на днях было подписано соглашение о строительстве завода японской автомобильной фирмы "Ниссан" в Санкт-Петербурге. Уже в начале 2009 года на нем одновременно начнут производить три модели автомобилей "Ниссан".

    Основные надежды на расширение двусторонней торговли, и прежде всего на увеличение российского экспорта в Японию, связываются с осуществлением совместных проектов в топливно-энергетической области. В перечне таких проектов одно из главных мест отводится энергомосту "Россия - Япония". Проектом предусматривается сооружение на Сахалине ТЭС мощностью в 4500 мВт с последующей переброской электроэнергии в размере 10 - 30 млрд. кВт.ч в год по подводному кабелю через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо.

    Предполагаемые суммарные инвестиции в проект оцениваются в 10-12 миллиардов долларов.На проектную мощность ТЭС сможет выйти к 2015 году. Срок ее окупаемости - 11 лет. Одним из условий проекта является выплата японской стороной российским рыболовецким хозяйствам одного миллиона долларов в порядке компенсации за возможный ущерб их рыбным угодьям.

    Имеются большие возможности расширения поставок в Японию нефти и природного газа. По мнению ряда экспертов, в ближайшем будущем весьма вероятным представляется пересмотр Японией планов развития национальной атомной энергетики, поскольку ориентация на первичные энергоносители может оказаться экономически более оправданной, чем строительство новых ядерных реакторов. Сейчас на долю атомной энергии приходится 36 процентов энергопотребления в стране, а удельный вес углеводородного топлива составляет 55 процентов.

    Расчеты показывают, что к 2015 году в зависимости от различных вариантов изменения структуры энергобаланса импорт нефти в Японию может возрасти с нынешних 900 тысяч до 1,6 миллиона баррелей в день (при предпочтении природного газа) или до 607,3 миллиона баррелей в день (при предпочтении нефти). В любом случае перед Россией открываются дополнительные перспективы увеличения топливного экспорта в Японию, в первую очередь с сахалинских шельфовых месторождений.

    Успешно развивается и инвестиционное сотрудничество между нашими странами, особенно на региональном уровне. Основным элементом этого спектра взаимодействия между двумя странами является Соглашение о поощрении и защите инвестиций, подписанное в ноябре 1998 года. В июне 2004 года начала работу Японо-Росийская организация по содействию торговле и инвестициям. Начали осуществляться проекты по созданию основного импортного коридора Транссибирской магистрали с созданием прямого железнодорожного сообщения до острова Сахалин и далее через пролив Лаперуза на остров Хоккайдо и включением в мировую железнодорожную сеть железных дорог Японии.

    Также разрабатывается принципиально новый транспортный коридор, который позволил бы соединить страны Юго-Восточной Азии и Северной Америки через территорию России с переходом через Берингов пролив.

    Можно констатировать, что несмотря на некоторые проблемы в наших отношениях, связанные с нерешенным вопросом о Южных Курильских островах, торгово-экономические отношения развиваются успешно.

    И не последнюю роль в них играют банковские структуры наших государств. Успешному сотрудничеству российских и японских банков способствовал прошлогодний визит в Японию президента России Владимира Путина. Тогда в рамках этого визита было подписано трехстороннее Соглашение между Внешэкономбанком (ВЭБ) и Росэксимбанком с Японским банком международного сотрудничества (ЯБМС).

    Соглашение предусматривает развитие долгосрочного партнерства между российскими и японским банками для реализации масштабных инвестиционных проектов на рынках третьих стран. В нем запланировано осуществлять финансирование проектов в таких отраслях, как электроэнергетика, транспорт, телекоммуникации, авиастроение и других высокотехнологичных отраслях промышленности.

    ВЭБ также подписал Меморандум о готовности предоставить кредитную линию в размере до 50 миллионов долларов. Причем кредитная линия будет предоставляться без выставления суверенной гарантии Российской Федерации и на условиях ОЭСР.

    Подписание Меморандума о готовности предоставления кредита без суверенной гарантии РФ свидетельствует о признании ЯМБС кредитного риска Внешэкономбанка и расширяет возможности дальнейшего развития российско-японских торгово-экономических связей в целях увеличения товарооборота между Россией и Японией.

    Успешному деловому сотрудничеству способствует и подписанное вчера в Москве Внешэкономбанком и Японским банком международного сотрудничества Соглашение об открытии кредитной линии на сумму 31 945 000 долларов США. Завизировано оно было главой ВЭБ Владимиром Дмитриевым и старшим исполнительным директором ЯБМС Куниаки Ито.

    Данное Соглашение предусматривает, что средства, выделенные в рамках кредитной линии, будут использованы для финансирования проекта "Организация производства мотор-компрессоров для бытовой холодильной техники", реализуемой ЗАО "Орский завод компрессоров" по контракту с крупнейшей японской фирмой-производителем "Тойо Инжиниринг Корпорейшн".

    Воплощение данного проекта наряду с уже реализуемым ВЭБом проектом "Модернизация производства ООО "Орский завод холодильников" позволят провести модернизацию всего комплекса "Орские заводы" в Оренбургской области в рамках долгосрочной программы финансирования крупных промышленных проектов на территории РФ.

    Данное Соглашение подписано в развитие Соглашения о сотрудничестве с правительством Оренбургской области и Соглашения о намерениях создания совместного предприятия по производству бытовой техники.

    Поделиться