Несмотря на ажиотаж, который подняла вокруг вопроса о новом статусе Каталонии оппозиция, явка избирателей оказалась крайне низкой: она составила менее 50 процентов. По словам премьера Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, это обычный результат для такого рода референдумов. Однако глава самой крупной оппозиционной партии - Народной - Мариано Рахой, с самого начала выступавший с резкой критикой законопроекта, получил прекрасную возможность вновь "атаковать" главу правительства.
"Я призываю Сапатеро парализовать процесс реформы. Новый закон не поддерживают две трети граждан нашей страны", - заявил Рахой.
Противники закона считают, что он станет первым шагом на пути к провозглашению Каталонии независимым государством. Сторонники инициативы, напротив, уверены: предоставление одной из самых богатых провинций Испании более широкой автономии умерит пыл местных националистов, которые ратуют за полное освобождение Каталонии от власти Мадрида.
Ранее статус Каталонии в рамках испанского государства определялся законом от 1979 года. Однако большинство жителей автономной области считали, что этот документ делал их слишком зависимыми от центра.
Главными отличиями нового закона от прежнего стали два пункта. Во-первых, жители провинции добились права называться "нацией": теперь это положение закреплено в преамбуле документа. Второе и самое важное нововведение касается финансовой сферы. В Каталонии будут оставаться 50 процентов подоходного налога и налога на добавленную стоимость, собранного в пределах области. Ранее эта цифра составляла 33 процента. Именно этот пункт вызвал наибольшее возмущение оппозиции, так же, как и жителей других, более бедных регионов Испании.
комментарий |
Хесус Лопес-Медель,
депутат парламента Испании от Народной партии
Главная проблема этого закона состоит в том, что он не соответствует основным принципам испанской конституции - сплоченности и солидарности. В нем много внимания уделено вопросу самоопределения каталонцев, но почти ничего не говорится о том, как эта автономная область будет строить отношения с центральной властью и другими провинциями.
Кроме того, нельзя не обращать внимания на крайне низкую явку избирателей на референдуме. Она не превысила пятидесяти процентов населения Каталонии. Это свидетельствует о том, что закон не пользуется поддержкой большинства каталонцев. Для сравнения: на референдуме о предоставлении независимости Черногории процент проголосовавших был очень высоким - более 85. Хотя, конечно, это два разных случая, между которыми не стоит проводить параллель.
Вслед за Каталонией законопроекты о расширении автономии подготовили в таких провинциях, как Валенсия и Балеарские острова. Но эти инициативы не ставят под угрозу принципы испанской конституции, они готовятся в процессе переговоров между политическими партиями и, следовательно, отражают интересы всех избирателей.
Тем не менее, на мой взгляд, преждевременно считать новый закон первым шагом к превращению Каталонии в независимое государство. Конечно, есть силы, которые ратуют за это, и они постараются использовать результаты референдума в собственных целях. Но я не думаю, что отделение Каталонии возможно, так как для этого необходимо по крайней мере изменение действующей конституции и согласие всего населения Испании.
С другой стороны, мне кажется, что вопрос о предоставлении Каталонии широкой автономии также касается не только ее жителей, но и граждан всей страны. Поэтому будет справедливым провести общенациональный референдум по поводу этого законопроекта. Данные социологических опросов показывают, что при таком развитии событий документ был бы отклонен.