При этом глава государства призвала парламентариев хорошенько подумать, "является ли необходимой мерой обнародование фамилий этих людей", многие из которых по-прежнему живут и работают в Латвии.
В латвийской прессе эти списки экс-агентов уже получили название так называемых "мешков КГБ". История с поиском и обнародованием имен бывших тайных сотрудников советской спецслужбы как в Латвии, так и в соседних прибалтийских государствах началась, едва эти страны более 15 лет назад обрели независимость. Тогда же в руки местных правоохранительных органов и попала часть архивов КГБ. В картотеке только одной Латвии хранится около 4 тысяч томов секретных дел.
Местные политологи обращают внимание, что "охота на ведьм" и поиск "советских шпионов" начинаются в Латвии всегда в то время, когда в стране проходят выборы различного уровня. При этом "шпионскую карту" с завидной упертостью разыгрывают правые парламентарии именно в стенах латвийского сейма. Вот и на этот раз юридическая комиссия парламента приняла решение, что "мешки КГБ" должны быть открыты для широкого доступа с первого ноября.
Речь идет о списках агентов из картотеки КГБ с именами, фамилиями, датами рождения, псевдонимами и их сегодняшним местом работы, которые по решению комиссии должны быть опубликованы в официальной газете "Латвийские вести".
Предполагается, что в списке может фигурировать около четырех с половиной тысяч имен. Инициатива правых парламентариев вызвала резкое недовольство как левых депутатов, так и русскоязычной оппозиции и ряда авторитетных общественных деятелей. Все они в один голос называют решение юридической комиссии "несправедливым шагом" и призывают не "ворошить историю".
Любопытно и то, что против решения юридической комиссии на этот раз высказалась президент Латвии, которую уж никак нельзя заподозрить в симпатиях к Советскому Союзу и его могущественной спецслужбе. Причем она выступила против подобной инициативы правых парламентариев уже второй раз.
В мае 2004 года сейм Латвии принял решение обнародовать имена бывших агентов КГБ. Но тогда президент вернула поправки к закону о сохранении документации КГБ на повторное рассмотрение. Вполне очевидно, что Вайра Вике-Фрейберга, оставив гриф секретности над "мешками КГБ", в первую очередь руководствуется вопросами политической стабильности в стране.
Она справедливо полагает, что публикация списков может спровоцировать серьезный политический кризис и дать толчок настоящей "охоте на ведьм". В ходе которой, как показывает мировая история, зачастую страдают невиновные люди.