Владимир Лукин: к демократии нельзя приходить или уходить от нее

По данным организации, в нашей стране ухудшилось положение с избирательным процессом, гражданским обществом, демократическим управлением на федеральном уровне, повысился уровень коррупции. Корреспондент "РГ" попросил прокомментировать данные правозащитников Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, продолжение ежегодного доклада которого мы публикуем.

Владимир Лукин| Я хотел бы комментировать те вещи, которые внимательно читал. Как говорил в свое время Базаров в "Отцах и детях": "Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои". Свои мнения я высказал в своем докладе, который публикуется в вашей газете. И там на те вопрсы, которые вы задали, есть реальные ответы. Безусловно, проблема коррупции не решена за последние годы, безусловно, в избирательном законодательстве нашем есть проблемы, но они, правда, и возникли не сейчас. Я считаю, что при системе полного пропорционального голосования за кандидатов в депутаты каждый десятый лишен возможности найти свою конкретную политическую тенденцию, это неправильно и это ограничивает права. Это известные наши проблемы, и то, как к ним относятся другие, - это интересно, но важнее всего, как мы сами относимся.

Российская газета| И все же правозащитники FM считают что Россия все дальше уходит от демократии, вы согласны?

Лукин| Freedom House, может быть, так и считает, я так не считаю. К демократии нельзя приходить или уходить от нее. Демократия - это очень длинный и сложный процесс, который развивается десятилетиями. Что касается нашего общества, то путь его, безусловно, тернист. Существуют шаги как вперед, так и назад. В целом наше общество, конечно же, меняется от сталинско-брежневской тоталитарной модели в лучшую сторону, хотя конкретные краткосрочные тенденции довольно противоречивы, о чем я и говорю в свом докладе.

РГ| В докладе вы говорите о свободе слова.

Лукин| Обычно говорят о нашей центральной прессе, но главная проблема - региональная пресса. Местные власти требуют старорежимного подчинения и восхваления. Эту проблему обязательно надо решать и в экономическом плане, и в плане противодействия местному административному ресурсу.

РГ| Из жалоб, которые вам поступают, есть такие, которые вас потрясли?

Лукин| Таких жалоб, к сожалению, много приходит - триста в день. Меня больше всего потрясли не жалобы, а посещение домов для детей-инвалидов. Я увидел то, что рассказать очень трудно. Мы после нашего посещения сделали короткий кинофильм, его надо увидеть. Мне не хватает таланта рассказчика, чтобы описать эти вещи. Знаете, там была одна маленькая девочка из семьи алкоголиков, когда мы уходили, она говорит "хочу домой, к родителям", несмотря ни на что. Это, кстати, был очень хороший интернат, там и игрушки есть, мы даже поиграли немножко. Это проблема, о которой мы говорим и пишем, - о необходимости усыновления, патроната. Если невозможна биологическая семья, то нужна хотя бы ее замена.

РГ| На что сейчас государство должно обратить особое внимание?

Лукин| На проблемы демографии, о которых говорилось в президенстком Послании. Это важное дело. Надо стимулировать рождаемость не только материально. Например, в некоторых странах семейный мужчина получает за одну и ту же работу значительно больше, чем мужчина холостой. Может, кажется несправедливым, но это возможно хотя бы на время, пока у нас демографическая ситуация плохая.

Приоритетным делом является и проблема мониторинга наших законов. У нас много законов лепится, а как они исполняются? Такой мониторинг необходим, а он может быть только общественным и парламентским. Здесь у нас не очень хорошо дела обстоят. Хотя бы выполнение основных законов отслеживалось, причем не только теми, кто сам их выполняет. У нас обычно так бывает: говоришь в каком-нибудь регионе - создайте все-таки институт уполномоченного, а тебе отвечают - да зачем нам, у нас же губернатор, он гарант всех законов, сам и исполняет. Занимается распределением средств бюджета, строит дворцы, когда полно народу у него живет кое-как. И он же себя будет контролировать?! Это идеал для чиновничества. Вот это главная проблема - проблема контроля над контролирующими органами. И в сущности это проблема демократии.