Тем временем несколько поселений в окрестностях Хабаровска уже начали жить по станичному уставу. В одной из новорожденных станиц, где четыре сотни жителей обязались служить государству в рядах дальневосточного казачества, побывал корреспондент "РГ".
Населенный пункт с веселым названием Калинка не являлся самостоятельной административной единицей. После расформирования в 1997 году истребительно-авиационной дивизии гарнизон настежь распахнул ворота, а военный городок с населением в три тысячи человек промаялся в полузабытьи почти десятилетие. Более двух тысяч трудоспособных обывателей Калинки не были трудоустроены.
В конце прошлого года решил навестить "уволенную в запас" Калинку бывший начальник политотдела соединения Владимир Гнутов. Прошелся военный пенсионер от виртуального шлагбаума до заросшего бурьяном аэродрома, увидел штыри вместо трехэтажных кирпичных казарм, разбитые улицы, пустые глазницы многоэтажек.
Когда-то после неудачного катапультирования с подбитого истребителя он не согласился с приговором врачей и сумел расстаться с инвалидной коляской. На этот раз пенсионер не согласился с "приговором" Калинке. Засел потомок станичного священника Гнутова за изучение подписанного 5 декабря президентом России федерального закона "О государственной службе российского казачества", а в канун нового года собрал первый сход, рассказал бывшим сослуживцам суть документа и огласил свой план реанимации Калинки. Жители поддержали идею.Форму парадную новые казаки шить сразу не стали. Атрибуты и ритуалы решили отложить, а шашками блеснуть на итоговом параде. Из рядов энтузиастов отсеялись скептики и ленивые. Остальные жители, измученные безработицей, занялись в первую очередь наведением порядка на территории поселения и охраной объектов, которые еще не до конца успели растащить по частным хозяйствам.
— Охрана правопорядка в казачьей Калинке не ограничилась пассивным патрулированием территории, — рассказывает комендант станицы Владимир Истомин. — И хотя у нас фактически не было до сегодняшнего дня никаких силовых полномочий, мы сумели с помощью правоохранительных органов и федеральных спецподразделений прекратить разворовывание гособъектов, прервать цепь грабежей и угонов машин. Сегодня каждый второй юноша Калинки вступил в ряды государственных станичников и готовится к службе в Вооруженных силах. Бывшие офицеры-профессионалы военного дела сразу вспомнили "науку побеждать" и совместно с командованием Дальневосточного объединения ВВС и ПВО организовали реальную допризывную подготовку молодежи. На взлетно-посадочной полосе тренируются картингисты, не будет пустовать, как обещает атаман Гнутов, и свободное воздушное пространство над аэродромом — налаживается парашютно-десантная подготовка. В текущем плане местного центра дополнительного образования — мотодельтапланеризм, парапланеризм, пейнтбол и обязательная для всех стрелковая подготовка.
Компетентных инструкторов в казачьей Калинке хватает: в продуманном движении принимают участие более ста бывших кадровых военнослужащих и почти 30 пенсионеров милиции. Начальник станичного отдела кадров Вероника Истомина еще недавно занималась аналогичной работой в Главном управлении МВД России по ДФО. Теперь старший офицер запаса отбирает на ответственную и трудную службу односельчан. Все кабинеты в отремонтированном бывшем штабе дивизии уже заняты, но функционируют теперь только в мирных целях: компьютерный класс, общественная приемная, столярная мастерская, а самое большое помещение переоборудовано под спортзал.
Только и спортом, как выяснилось, заниматься казакам в эти дни совершенно некогда. Все физические силы, включая интеллектуальных управленцев, брошены на картошку и капусту. Вся казачья Калинка переобулась в резиновые сапоги и на своих 22 гектарах выращивает экологически чистые овощи.
— Мы заручились поддержкой краевого министерства сельского хозяйства на будущий год и собираемся кормить со своего агропромышленного комплекса не только семьи односельчан, детсад и ветеранов, — утверждает атаман Гнутов. — Недаром ведь при царе казаков называли вольными воинами-землепашцами. Разорившиеся фермеры нам поверили — пригнали на поле гусеничную технику, с миру по нитке собрали деньги на закупку рассады и посевного картофеля.
Впрочем, поле, подсобное хозяйство и охранная деятельность — не единственные пункты в бизнес-плане станичной Калинки. Уставшие от бездействия сельчане увидели в новом законе "О государственной службе российского казачества" немалые возможности для предпринимательской деятельности. Не решились казаки сразу же браться за ЖКХ. И хотя бывший гарнизонный тыловик, а ныне кошевой атаман Николай Лихитченко знает все тонкие места в изношенных коммуникациях и каждый вентиль в коммунальном хозяйстве, самостоятельное решение проблемы труб отложили на будущий год. Этот участок, как просчитали финансисты, потребует больших вложений.
Не отчаялись казаки, когда поначалу не пропускали словосочетание "казачье общество" банковская система и не все чиновники администрации. Зато епархия благословила станичников на созидательный труд.
Сами же первопроходцы, утопая по колено в раскисшей земле, торопятся обработать картофель и улыбаются: "Лиха беда начало". И добавляют: "Любо, братцы, жить".