В Москву прибывает генсек ОБСЕ Марк Перрен де Бришамбо

О том, что возглавляемая им организация нуждается в серьезной реформе, Россия открыто говорит не первый год. А приезд Бришамбо Москва однозначно использует как очередной хороший повод поговорить о длинном списке российских претензий к ОБСЕ.

В декабре 2005 года в Любляне, на совещании министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ, казалось, что стороны смогли договориться о начале серьезных реформ организации. Была создана "группа мудрецов", которая подготовила порядка 70 конкретных предложений. На их основе предполагалось разработать план реформирования ОБСЕ на 2006 год. Однако воз и ныне там. Накануне приезда в Москву Бришамбо российский МИД в очередной раз заявил: "Реформирование ОБСЕ - ключ к преодолению проблем, с которыми организация сталкивалась в последние годы. Необходима адаптация политической повестки дня ОБСЕ к современным вызовам и угрозам".

Россия стремится, чтобы ОБСЕ, как это и было первоначально задумано, занималась в первую очередь защитой прав нацменьшинств, противодействовала нетерпимости и дискриминации. Впрочем, "музыку" в рамках ОБСЕ сегодня заказывают в первую очередь США и их союзники. Главным инструментом этого влияния, как считают на Смоленской площади, стало Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), а главным направлением деятельности - постсоветское пространство.

Именно выводы наблюдателей от БДИПЧ после первого тура президентских выборов в Украине оказались отправной точкой для начала "оранжевой революции". После же подведения итогов выборов президента Белоруссии в марте этого года глава российского МИДа Сергей Лавров прямо заявил: ОБСЕ сыграла роль подстрекателя, задолго до выборов начав говорить об их нелегитимности. В то же время предельно корректно эксперты БДИПЧ вели себя на состоявшихся осенью прошлого года парламентских выборах в Азербайджане, когда западные аналитики с самого начала цинично объявили: ОБСЕ в любом случае признает эти выборы легитимными, поскольку Запад, и в первую очередь США, не намерены портить отношения с Баку.

В этой ситуации Москве ничего не остается, как параллельно с попытками убедить остальных членов ОБСЕ в необходимости скорейшего начала реальных реформ начать сокращать свое финансирование этой организации. В прошлом году Россия уже снизила свой взнос с 9 до 6 миллионов евро. В планах Москвы сократить эту сумму еще почти в два раза. В российском МИДе полагают, что сэкономленные за три года почти семь миллионов евро можно будет использовать на иные цели. К примеру, на помощь соотечественникам, живущим в ближайшем зарубежье.

Не исключено, что часть этих средств пойдет и на финансирование российских наблюдателей, проводящих мониторинг выборов в рамках ОБСЕ. За последний год Россия уже четыре раза обкатывала новую модель взаимоотношений с БДИПЧ. На выборах в Азербайджане, Казахстане, Белоруссии и Украине число российских наблюдателей в рамках ОБСЕ резко увеличилось.

Если раньше нашу страну представляли по 3-4 человека, то в последнее время число россиян достигали 50-60 человек, или примерно десятой части всех наблюдателей. Вся их работа полностью финансировалась за счет российского минфина. Тем самым у России появилась возможность не только получать более объективную картину работы БДИПЧ, но и влиять на подготовку итоговых заявлений.

В ОБСЕ к "аналитике" россиян практически не подпускают. На предложение же России о создании еще одной объединенной "группы мудрецов", которая будет отвечать за выработку итоговых заявлений по результатам наблюдений за выборами, Запад предпочитает не обращать внимание.