Новости

21.06.2006 02:50
Рубрика: Власть

Москва сомневается в ОБСЕ

И ставит вопрос о реформе этой организации

О том, что возглавляемая им организация нуждается в серьезной реформе, Россия открыто говорит не первый год. А приезд Бришамбо Москва однозначно использует как очередной хороший повод поговорить о длинном списке российских претензий к ОБСЕ.

В декабре 2005 года в Любляне, на совещании министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ, казалось, что стороны смогли договориться о начале серьезных реформ организации. Была создана "группа мудрецов", которая подготовила порядка 70 конкретных предложений. На их основе предполагалось разработать план реформирования ОБСЕ на 2006 год. Однако воз и ныне там. Накануне приезда в Москву Бришамбо российский МИД в очередной раз заявил: "Реформирование ОБСЕ - ключ к преодолению проблем, с которыми организация сталкивалась в последние годы. Необходима адаптация политической повестки дня ОБСЕ к современным вызовам и угрозам".

Россия стремится, чтобы ОБСЕ, как это и было первоначально задумано, занималась в первую очередь защитой прав нацменьшинств, противодействовала нетерпимости и дискриминации. Впрочем, "музыку" в рамках ОБСЕ сегодня заказывают в первую очередь США и их союзники. Главным инструментом этого влияния, как считают на Смоленской площади, стало Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), а главным направлением деятельности - постсоветское пространство.

Именно выводы наблюдателей от БДИПЧ после первого тура президентских выборов в Украине оказались отправной точкой для начала "оранжевой революции". После же подведения итогов выборов президента Белоруссии в марте этого года глава российского МИДа Сергей Лавров прямо заявил: ОБСЕ сыграла роль подстрекателя, задолго до выборов начав говорить об их нелегитимности. В то же время предельно корректно эксперты БДИПЧ вели себя на состоявшихся осенью прошлого года парламентских выборах в Азербайджане, когда западные аналитики с самого начала цинично объявили: ОБСЕ в любом случае признает эти выборы легитимными, поскольку Запад, и в первую очередь США, не намерены портить отношения с Баку.

В этой ситуации Москве ничего не остается, как параллельно с попытками убедить остальных членов ОБСЕ в необходимости скорейшего начала реальных реформ начать сокращать свое финансирование этой организации. В прошлом году Россия уже снизила свой взнос с 9 до 6 миллионов евро. В планах Москвы сократить эту сумму еще почти в два раза. В российском МИДе полагают, что сэкономленные за три года почти семь миллионов евро можно будет использовать на иные цели. К примеру, на помощь соотечественникам, живущим в ближайшем зарубежье.

Не исключено, что часть этих средств пойдет и на финансирование российских наблюдателей, проводящих мониторинг выборов в рамках ОБСЕ. За последний год Россия уже четыре раза обкатывала новую модель взаимоотношений с БДИПЧ. На выборах в Азербайджане, Казахстане, Белоруссии и Украине число российских наблюдателей в рамках ОБСЕ резко увеличилось.

Если раньше нашу страну представляли по 3-4 человека, то в последнее время число россиян достигали 50-60 человек, или примерно десятой части всех наблюдателей. Вся их работа полностью финансировалась за счет российского минфина. Тем самым у России появилась возможность не только получать более объективную картину работы БДИПЧ, но и влиять на подготовку итоговых заявлений.

В ОБСЕ к "аналитике" россиян практически не подпускают. На предложение же России о создании еще одной объединенной "группы мудрецов", которая будет отвечать за выработку итоговых заявлений по результатам наблюдений за выборами, Запад предпочитает не обращать внимание.

Власть Работа власти Внешняя политика Международные организации ОБСЕ
Добавьте RG.RU 
в избранные источники