Сносное дело
Как уже писала "РГ", конфликт между ярославскими властями и рекламщиками назрел давно. Сейчас по числу наружной рекламы на душу населения Ярославль бьет рекорды – настолько массово внедрилась она на улицы города. Только рекламных щитов формата три на шесть метров в областном центре около тысячи. Несколько лет назад, когда наружная реклама начала свое победное шествие по городским улицам и магистралям, с ее установкой царила полнейшая неразбериха, и, пользуясь отсутствием контроля, агентства лепили свои конструкции где угодно и как угодно. А все дальнейшие попытки властей и правоохранительных органов наведения порядка в этой сфере заканчивались до последнего времени не очень удачно. Доход от бизнеса приличный – до 100 долларов в месяц чистой прибыли от одной конструкции. А там, где речь идет о больших деньгах, и страсти кипят нешуточные.
Новый ГОСТ, вступивший в силу в сентябре прошлого года, все изменил. Согласно национальному стандарту вне закона однозначно оказались арочные конструкции, буквально нависающие над городскими дорогами. Таких арок в Ярославле почти шесть десятков. Досталось и рекламным щитам. Как показала проверка госавтоинспекции, далеко не всегда соблюдается в Ярославле расстояние между ними: вместо положенных ста метров – шестьдесят и даже сорок. Еще сложнее обстоит дело с соблюдением дистанции "дорога – щит". ГОСТ, определив, что она должна быть не менее пяти метров, не объяснил, от какого места на щите вести отсчет. "Точку преткновения" каждая из сторон истолковывает по-своему, исходя из интересов: агентства настаивают на отсчете от опоры рекламного носителя, стражи дорог – от его края.
– Мы руководствуемся "Правилами применения технических средств организации дорожного движения", в которых все четко прорисовано и прописано, – пояснил "РГ" позицию ГИБДД начальник отдела организации дорожного движения Игорь Шоронов. – Да и как от опоры мерить? Бывают конструкции со смещенным центром, они, независимо от центра, нависают над дорогой и угрожают безопасности.
В итоге полностью соответствовали национальному стандарту лишь так называемые перетяжки. На которые, собственно, и предложили заменить арочные конструкции рекламщикам.
Чья возьмет?
Агентства сдаваться без боя не собирались. Они уверены: национальный стандарт носит рекомендательный характер. При этом они ссылаются на ответ из территориального отдела Ростехрегулирования, где чиновники ведомства с ними полностью в этом вопросе согласились. В управлении ГИБДД руководствуются своим документом: письмом за подписью главного государственного инспектора безопасности дорожного движения и заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
– Это при производстве йогурта можно учитывать ГОСТ, а можно обойтись и без того, – уверен Шоронов. – Но не когда речь идет о безопасности дорожного движения.
Так что переполошиться рекламщикам было от чего. По их подсчетам, под снос должны пойти около девяноста процентов существующей ныне в городе наружной рекламы. Есть к чему апеллировать рекламщикам. "Наружная реклама – это около четырех сотен рабочих мест и значительные поступления – 30 млн. рублей в год в городской бюджет", – убеждают цифрами они. И эти деньги бюджет уже недополучает.
В ГИБДД склонны считать, что масштабы бедствия преувеличены: некоторые конструкции можно привести в соответствие с ГОСТами при незначительном ущербе для их владельцев.
Несмотря на то, что новый ГОСТ начал действовать еще с сентября прошлого года, с массированной атакой власти медлили, лишь не продлевая договоры. Сотрудники ГИБДД тем временем поэтапно обследовали придорожные конструкции, выносили свои "приговоры" о соответствии. Однако, убедившись, что предписания их о демонтаже или переносе реклам-нарушителей не выполняются, госавтоинспекторы обратились за помощью к городским властям. А те на недавнем совещании с участием всех заинтересованных сторон дали рекламным агентствам срок до первого сентября – чтобы привести свою собственность в порядок. Категоричен мэр Виктор Волончунас был лишь по отношению к арочным конструкциям:
– Если рекламные агентства не демонтируют арки сами, то 16 июня вызываю городской отряд МЧС, чтобы срезать их, – заявил глава города.
В том, что слова будут претворены в жизнь, сомневались многие. Для сноса чужого имущества, пусть даже нарушающего законодательство, необходимо решение суда о демонтаже. Но и мэр своими словами вряд ли разбрасываться будет! Пойди угадай, чья возьмет.
Тем временем прокуратура области начала свою проверку исполнения федерального законодательства о рекламе. В региональное управление Федеральной антимонопольной службы уже поступили двадцать постановлений о возбуждении административного производства в отношении ряда агентств. Нарушителей ждут административные штрафы – от восьмидесяти тысяч за щит. А за дальнейшее упрямство – двойной штраф или арест.
…16-го числа арочные конструкции так и остались стоять на месте. В городском комитете по дизайну и рекламе "РГ" пояснили, что у них полномочий сносить рекламные конструкции нет. И вряд ли найдется структура, которая возьмет на себя такую ответственность. Но и слова мэра не были оставлены рекламщиками без внимания. Как рассказал корреспонденту заместитель председателя комитета Александр Корнеев, сейчас уже рассматривается проект реконструкции арок в перетяжки – в этом варианте нет тяжелых металлических конструкций, которые грозят в случае ЧП рухнуть на дорогу. Хотя график демонтажа существующих арок агентствами пока не представлен, вряд ли в этом деле можно поставить точку. Безропотно сносить не только удары судьбы, но еще и свою собственность рекламщики не собираются. В арбитражном суде одно из агентств сейчас оспаривает действия мэрии…