Снесен еще один дом в приговоренной деревне в Бутове

На пути бульдозера на улицу Краснолиманскую, 10, в поселке Южное Бутово, в отличие от улицы Богучарской, где дом N 19, жители вот уже три дня охраняют от любого постороннего посягательства, никаких препятствий не оказалось.

Еще недавно здесь проживало три семьи. А вчера ранним утром выехала последняя. Хозяева - Татьяна Новичкова с мужем Вячеславом и матерью Надеждой Нестеровой - всю ночь паковали вещи. Когда к старенькому домику подъехал грузовик, у них было уже все готово. "Жаль, конечно, покидать дом, в котором столько лет прожила, - рассказала корреспонденту "РГ" Татьяна. - Но, с другой стороны, я довольна. Вместо 17 соток земли и дома площадью около 60 квадратных метров дали трехкомнатную квартиру на Земской, 47. Лет 10-15 назад мы бы отказались переезжать, но сейчас и земля не родит, да и просто в человеческих условиях захотелось пожить".

На то, как будут сносить дом, смотреть не захотела - слишком тяжело. Другие две семьи, жившие с Новичковыми по соседству, поблизости от поселка получили по "двушке".

"Всего же планируется отселить 85 домов с 313 собственниками (218 из них зарегистрированы на этой территории)", - рассказали корреспонденту "РГ" представители префектуры. А на их месте возвести 14 жилых домов общей площадью около 100 тысяч квадратных метров, школу, детский сад, поликлинику.

Пока Новичковы вывозили вещи, на улице Богучарской, 19, по-прежнему дежурили люди. Так же, как и два дня назад, в огороде стояли палатки. Главная тема разговоров у жителей сейчас - обсуждение новостных программ по ТВ, касающихся инцидента. Соседи Прокофьевых - еще четыре семьи, населявшие этот дом, уехали из него в новые квартиры еще в марте. Им предоставили две однокомнатные квартиры в собственность без денежной компенсации и две двухкомнатные квартиры по социальному найму с выплатой компенсации за земельный участок, плодово-ягодные насаждения с учетом упущенной выгоды. Юлия же Прокофьева и ее сын Михаил не хотят покидать родные стены.

Алексей Челышев, префект ЮЗАО, заявил корреспонденту "РГ": "Мы не воюем с людьми. С Юлией Прокофьевой я встречался не меньше 15 раз, но компромисса не получилось. Поэтому префектура обратилась в суд". В префектуре также утверждают: Юлии Прокофьевой четко разъяснили, что в случае постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий им с сыном могут быть предложены две отдельные квартиры. Михаилу как собственнику - "однушка" в собственность, матери - тоже однокомнатная квартира, но по социальному найму; или двухкомнатная квартира на семью целиком на условиях социального найма с выплатой денежной компенсации. Но Прокофьевы отказались и потребовали две однокомнатные квартиры в собственность и денежную компенсацию по 3 миллиона рублей каждому.

В результате судебного разбирательства Зюзинский районный суд решил выселить семью Прокофьевых в однокомнатную квартиру, предоставленную в собственность.

Мама Юлии Любовь Гордеева опровергает это утверждение властей. "Никаких денег дочь не просила, - сказала она корреспонденту "РГ". - Она просто не хочет делить однокомнатную квартиру с взрослым сыном. Предложили бы ей двухкомнатную квартиру в собственность, давно бы переехала". Вместо этого Юлия, у которой приставы увезли все вещи на квартиру по улице Кадырова, живет сейчас у матери - в пятиэтажке неподалеку.

По словам Гордеевой, жители поселка будут отстаивать их дом до последнего.

   Прокуратура

Тимофей Борисов

ОКАЗАЛОСЬ, что не только бутовские жители считают незаконным решение суда первой инстанции о сносе их домов. Вердикт Зюзинского межрайонного суда, который привел к громкому скандалу в Бутово, вызвал возражения и у Зюзинской межрайонной прокуратуры.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", прокуратура обжаловала решение суда первой инстанции. Причем сделано это было еще до жалоб жителей. Такую информацию нам подтвердили источники в прокуратуре. Правда, сам межрайонный прокурор отказался дать какие-либо комментарии на эту тему нашему корреспонденту. Но как нам удалось установить, прокуратура опротестовала решение суда не по формальным признакам и не потому, что ей что-то не понравилось в формулировках. В решении суда первой инстанции прокуроры усмотрели нарушение закона.

Жалоба была направлена в Мосгорсуд. Однако там на прокурорский протест внимания не обратили и "засилили" - так судьи это называют на своем языке - решение суда первой инстанции.

Как события будут развиваться дальше, сказать никто пока не может. Если прокуроры не отступят, то обжалуют и решение второй судебной инстанции. Но уже не районная, а городская прокуратура. По нашей информации, разговоры об этом циркулируют, причем весьма активные. В Мосгорпрокуратуре рассматривают доводы своих районных коллег.

Как пояснили нам наши источники в прокуратуре, суть этих доводов - в сумме и размерах компенсации за сносимое жилье. Согласно Гражданскому кодексу РФ, они должны определяться по взаимной договоренности двух сторон. Есть такой анекдот про мужика, который продавал курицу за миллион. То есть если у вас есть собственность, вы вправе требовать за нее хоть миллион, а покупатель вправе торговаться или вообще не покупать. Так и здесь, по мнению прокуроров, потенциальные застройщики должны были договариваться с жителями об условиях сноса, а не действовать на правах сильного. Весь вопрос, что в приоритетах - право на частную собственность или что-то другое.

   Резонанс

Мария Ермакова

ВЧЕРА спустя три дня после начала скандала вокруг фактов вынужденного переселения жителей Южного Бутова его волна докатилась до стен Мосгордумы. Но точка у парламентариев на эти события прямо противоположная, чем у вынужденных переселенцев.

"Конфликта в Южном Бутове в настоящее время нет, поскольку он исчерпан судебным решением, вынесенным от имени Российской Федерации на основании закона", - говорится в заявлении, под которым подписались все 28 депутатов Мосгордумы, избранные от партии "Единой России".

"...К сожалению, в процессе работы по улучшению жилищных условий москвичей приходится прибегать и к такой вынужденной мере, как переселение. Понимая неизбежность такой меры, Мосгордума стремится свести к минимуму издержки и защитить московскими законами конституционные права и свободы человека в жилищной сфере. Уже принят и в скором времени вступит в силу московский закон "Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении...".

В общем, весьма своевременно депутаты вспомнили закон, который в эти дни и должен был бы защитить бутовцев. К сожалению, пока он не принят. Но и будь уже принят, то вряд ли положение переселенцев стало бы легче. Дело в том, что в новой редакции этого закона появился тревожный пункт: для того, чтобы изъять землю в столице, любой дом не обязательно должен быть ветхим или аварийным. Достаточно того, что территория, на которой он находится, потребовалась для городских нужд. То есть как раз как в Южном Бутове.

- 200 тысяч семей ждут в столице новоселий по два десятка лет. Строительство нового микрорайона на этом месте поможет им поскорее получить квартиры, - так считает вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский.

А председатель гордумы Владимир Платонов сделал акцент на другом:

- Надо, наконец, научиться исполнять и уважать решения суда. Причем не надо огульно обвинять во всем столичные власти, которые якобы настаивают на силовом решении проблемы. Это не так. Исполнение судебного решения, вступившего в законную силу, осуществляет федеральная служба судебных приставов.

Что же в итоге намерены предпринять депутаты?

-12 июля на заседании парламента, еще до начала летних каникул, мы планируем рассмотреть новый законопроект, регулирующий вопросы землепользования. В частности, в нем нужно прописать порядок получения прав на землю, и что немаловажно, установить четкие сроки этой процедуры, чтобы москвичи не вовлекались в земельные конфликты, как это случилось с жителями Бутова. Возможно, что в этом Мосгордуме помогут депутаты Госдумы РФ, как это было при внесении поправки в Жилищный кодекс о продлении сроков приватизации жилья, когда на Охотном Ряду поддержали московскую законодательную инициативу на этот счет.